Проведен анализ требований к преподавателю современной высшей школы. Обоснована необходимость подготовки преподавателей организаций высшего образования на кафедрах профессиональной педагогики ведущих федеральных, классических и педагогических университетов. Предложена модель подготовки преподавателей вузов в магистратуре и аспирантуре педагогического направления подготовки. Рассматриваются теоретико-методологические аспекты обучения выпускников специалитета и бакалавриата в магистратуре и аспирантуре педагогического направления подготовки.
высшее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, дистанционное обучение.
Среди важнейших проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, можно выделить проблему квалификации научно-педагогических кадров, вызванную снижением их социальной защищенности, сложившимся «разрывом поколений», малочисленностью или отсутствием учебно-вспомогательного персонала кафедр и т.п. [3]. С годами эти проблемы не только не разрешаются, но и приобретают системный характер, грозя свести на нет все усилия по реформированию системы высшего образования. Мы предлагаем комплексное решение возникающих проблем, ориентированное на подготовку педагогических и управленческих кадров в системе «бакалавриат — магистратура — аспирантура». За последнее время в России опубликованы нормативные документы, которые формулируют требования к современному педагогу, в том числе и к преподавателю высшей школы [2]. Эти документы предъявляют современные требования к преподавательским и управленческим кадрам вуза, поэтому процитируем некоторые положения второго раздела, относящегося к типовым должностям.
1. Актуальные вопросы информатизации образовательного процесса [Текст]: монография. — Красноярск: Центр информации, 2014. — 220 с.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] // Кадровое делопроизводство: [портал]. — URL http://www.kadrovik-praktik.ru/documents_kp/OPedRab8-1.php
3. Жураковский В.М. Инженерное образование как ресурс инновационного развития экономики [Текст] / В.М. Жураковский // Профессиональное образование. — 2014. — № 6. — С. 7–11.
4. Задонская Л.В. Подготовка преподавателей современной высшей школы [Текст] / Л.В. Задонская, О.А. Козлов // Педагогика. — 2015. — № 3. — С. 82–89.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические аспекты) [Текст]: монография / И.В. Роберт. 2-е изд., доп. — М.: ИИО РАО, 2009. — 274 с.