В данной статье речь идет о некоторых проблемах подготовки магистров по иностранным языкам. Эффективность подготовки зависит от развития их познавательной активности и самостоятельности. Эффективным средством активизации учебной деятельности магистров является нацеленность учебного процесса по иностранным языкам на их будущую профессию. На занятиях по иностранному языку должна осуществляться профессионально-ориентированная подготовка, направленная на обучение студентов чтению оригинальной литературы по специальности для извлечения из читаемого необходимой информации. Основной вид работы с текстом — чтение. Следует также уделить внимание другим видам речевой деятельности: реферированию, аннотированию, а также развитию устно-речевой деятельности на иностранном языке.
магистр, подготовка магистров, познавательная активность, самостоятельность, средства активизации, профессионально ориентированная подготовка, чтение оригинальной литературы, получение информации, виды речевой деятельности, реферирование, аннотирование, профессионализация, содержание обучения, владение иностранными языками.
Социально-экономические изменения нашего общества включают реформирование подготовки специалистов по иностранным языкам, что подразумевает создание такой системы, которая позволила бы в короткий срок сформировать новый потенциал, основанный на эффективном использовании знаний по иностранным языкам. Поэтому усиливается интерес к тому, какими знаниями, умениями, мотивами и потребностями, необходимыми для компетентного функционирования в профессиональной деятельности, должен обладать выпускник высшей школы. Выпускник должен быть способен к освоению новых знаний и систем деятельности, поиску новых путей, принятию нестандартных решений и внедрению современных технологий. Его иноязычная подготовка должна иметь деятельностную направленность.
Эффективность подготовки магистров по иностранным языкам зависит от развития их познавательной активности и самостоятельности в процессе обучения.
Активность — понятие широкое. В педагогической литературе активность рассматривается как важнейшая черта личности, как способность изменять окружающую действительность и стремление к энергичному выполнению деятельности, как вид деятельности, направленной на повышение результатов учебного труда, достижение более высокой его эффективности.
Активность студента находится в тесной связи с его самостоятельностью. Самостоятельность студента содействует развитию его активности. Это два взаимосвязанных понятия, которые дополняют друг друга.
Активизацию учебной деятельности студентов можно рассматривать как целенаправленную деятельность преподавателя на совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения для того, чтобы усилить интерес и повысить активность и самостоятельность студентов в усвоении знаний. Решение задачи активизации учебной деятельности студентов тесно связано с таким понятием, как повышение эффективности обучения.
Эффективным средством активизации учебной деятельности магистров является нацеленность учебного процесса по иностранным языкам на их будущую профессию. Это позволяет студентам видеть перспективу своей профессии, что, в свою очередь, убеждает их в необходимости более глубокого самостоятельного изучения профессионального мастерства.
1. Галанова О.А. Иностранный язык в компетентностной модели подготовки магистров // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 6. С. 239–242.
2. Искандаров О.И. Иноязычная профессиональная компетентность // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 53–54.
3. Полушина Л.Н., Давыдова Л.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения // Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 2. С. 100–103.
4. Рыбаков М.Д., Немирович О.В. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка: монография. М.: Прометей, 1999. С. 96–100.