Данная статья посвящена речевой организации корпоративной системы, под которой понимается весь массив текстов, созданных в рамках той или иной корпоративной организации, осмысленных применительно к структуре субъектов речи. В корпорации доминирует иерархическая структура, все интересы подчинены интересам корпорации и все речевые действия согласуются с лидерами компании. В речевой организации выделяют группы текстов на основе обязательного или добровольного раскрытия информации со стороны корпорации, фактора адресата, в качестве которого выступает внекорпоративная и внутрикорпоративная аудитории. В соответствии с этим тексты получают разный коммуникативный статус в речевой организации корпорации. В качестве практического материала используются тексты официальных сайтов нескольких российских компаний.
речевая организация, иерархическая структура, корпорация, дискурсивный анализ, субъект речи.
Корпорация представляет собой одну из основных форм организации деятельности людей. По типу корпорации строятся различные политические, социальные общества, объединения, финансовые и бизнес-структуры. Как отмечают О.С. Виханский и А.И. Наумов, «в России в силу ее специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов» [2, с. 350]. Нас интересует корпорация как производитель речи, т.е. как инициатор и непосредственный автор сообщения. Как отмечал М.М. Бахтин, это «реальные или потенциальные речевые субъекты, авторы данных высказываний» [1, с. 320].
Корпорацию мы рассматриваем как речевой коллектив. Идея представления производственных коллективов, а также общественных, политических и профсоюзных организаций как речевых коллективов была предложена в свое время В.И. Коньковым [4]. Результатом речевой деятельности корпорации является совокупность разножанровых текстов, взаимосвязанных и взаимообусловленных, отражающих деятельность корпорации и направленных как на внутрикорпоративную, так и внекорпоративную аудитории. Анализ данного массива текстов дает нам возможность получить представление о речевой организации данного коллектива. Под речевой организацией корпоративной системы мы будем понимать принципы и правила создания текстов, которые предназначены для обеспечения жизнедеятельности корпорации, авторы которых (субъекты речи) являются членами корпорации, и коммуникативный статус которых определяется их положением в иерархической структуре корпорации. Весь массив текстов, созданных в рамках той или иной корпоративной организации, осмысливается применительно к системе субъектов речи [13].
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
3. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. — М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
4. Коньков В.И. Речевой коллектив как единиц в членения речевой практики общества [Текст] / В.И. Коньков // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов / Отв. ред. М.П. Котюрова. — Пермь: Пермский ун-т, 2004. — С. 247–263.
5. Кочеткова А.В. Теория и практика связей с общественностью [Текст] / А.В. Кочеткова [и др.]. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
6. Большая энциклопедия нефти и газа. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ngpedia.ru/id219224p1.html
7. Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/00/302817/2_kodeks_korporativnogo_upravleniya.pdf
8. Кодекс корпоративной этики ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/kodeks_korp_etiki_new.pdf
9. Корпоративное управление. Нормативная база [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/about/management/corporate-governance
10. Положение о раскрытии информации ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/00/302817/6_polojenie_o_raskrytii_informacii_1.pdf
11. Положение об информационной политике ОАО «НК “Роснефть”» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosneft.ru/docs/information/charter/information_policy_regulations_14042011.pdf)
12. Принципы корпоративного управления ПАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/corporate_governance
13. Селезнева Л.В. Субъектная структура PR-текстов [Текст] / Л.В. Селезнева // Медиалингвистика. — 2013. — Т. 2. — С. 179–182. — URL: http://rus.jf.spbu.ru/medialingvistika