Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена речевой организации корпоративной системы, под которой понимается весь массив текстов, созданных в рамках той или иной корпоративной организации, осмысленных применительно к структуре субъектов речи. В корпорации доминирует иерархическая структура, все интересы подчинены интересам корпорации и все речевые действия согласуются с лидерами компании. В речевой организации выделяют группы текстов на основе обязательного или добровольного раскрытия информации со стороны корпорации, фактора адресата, в качестве которого выступает внекорпоративная и внутрикорпоративная аудитории. В соответствии с этим тексты получают разный коммуникативный статус в речевой организации корпорации. В качестве практического материала используются тексты официальных сайтов нескольких российских компаний.

Ключевые слова:
речевая организация, иерархическая структура, корпорация, дискурсивный анализ, субъект речи.
Текст

Корпорация представляет собой одну из основных форм организации деятельности людей. По типу корпорации строятся различные политические, социальные общества, объединения, финансовые и бизнес-структуры. Как отмечают О.С. Виханский и А.И. Наумов, «в России в силу ее специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов» [2, с. 350]. Нас интересует корпорация как производитель речи, т.е. как инициатор и непосредственный автор сообщения. Как отмечал М.М. Бахтин, это «реальные или потенциальные речевые  субъекты, авторы данных высказываний» [1, с. 320].

Корпорацию мы рассматриваем как речевой коллектив. Идея представления производственных коллективов, а также общественных, политических и профсоюзных организаций как речевых коллективов была предложена в свое время В.И. Коньковым [4]. Результатом речевой деятельности корпорации является совокупность разножанровых текстов, взаимосвязанных и взаимообусловленных, отражающих деятельность корпорации и направленных как на внутрикорпоративную, так и внекорпоративную аудитории. Анализ данного массива текстов дает нам возможность получить представление о речевой организации данного коллектива. Под речевой организацией корпоративной системы мы будем понимать принципы и правила создания текстов, которые предназначены для обеспечения жизнедеятельности корпорации, авторы которых (субъекты речи) являются членами корпорации, и коммуникативный статус которых определяется их положением в иерархической структуре корпорации. Весь массив текстов, созданных в рамках той или иной корпоративной организации, осмысливается применительно к системе субъектов речи [13].

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Гардарика, 1998. — 528 с.

3. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. — М.: Прогресс, 1989. — 312 с.

4. Коньков В.И. Речевой коллектив как единиц в членения речевой практики общества [Текст] / В.И. Коньков // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов / Отв. ред. М.П. Котюрова. — Пермь: Пермский ун-т, 2004. — С. 247–263.

5. Кочеткова А.В. Теория и практика связей с общественностью [Текст] / А.В. Кочеткова [и др.]. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.

6. Большая энциклопедия нефти и газа. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ngpedia.ru/id219224p1.html

7. Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/00/302817/2_kodeks_korporativnogo_upravleniya.pdf

8. Кодекс корпоративной этики ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/kodeks_korp_etiki_new.pdf

9. Корпоративное управление. Нормативная база [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/about/management/corporate-governance

10. Положение о раскрытии информации ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/00/302817/6_polojenie_o_raskrytii_informacii_1.pdf

11. Положение об информационной политике ОАО «НК “Роснефть”» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosneft.ru/docs/information/charter/information_policy_regulations_14042011.pdf)

12. Принципы корпоративного управления ПАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/corporate_governance

13. Селезнева Л.В. Субъектная структура PR-текстов [Текст] / Л.В. Селезнева // Медиалингвистика. — 2013. — Т. 2. — С. 179–182. — URL: http://rus.jf.spbu.ru/medialingvistika

Войти или Создать
* Забыли пароль?