Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются условия организации процесса обучения младших школьников с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий как планируемых результатов образования в начальной школе. Даются практические советы учителю по созданию учебных ситуаций, способствующих развитию планирования и контроля.
регулятивные универсальные действия, учебная деятельность, планирование, контроль, оценка, прогнозирование, учебная задача, система упражнений.
Продолжение. Начало – № 5, 6 – 2015. Статья написана на основе результатов исследования коллектива Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО.
Завершая разговор о формировании универсальных учебных действий младшего школьника как планируемого результата его обучения, рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия (РУУД).
ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
Сначала попытаемся ответить на вопросы: почему в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) 2009 г. столь большое внимание уделено решению задачи развития регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника? Почему впервые в истории начальной школы проблема формирования рефлексии обучающегося обсуждается на уровне обязательных планируемых результатов?
За ответами на эти вопросы обратимся к детской психологии. Одним из существенных новообразований психического развития ребенка младшего школьного возраста считается произвольность его деятельности. Она выражается, прежде всего, в рождающемся у ребенка «намерении» (термин введен Л.С. Выготским): ребенок готов принимать требование, следовать указанию, точно воспроизводить заданный образец. Важнейшее проявление произвольности — «слежение» за своей деятельностью, анализ того, как протекает решение учебной задачи, правильные ли выбраны операции (способы) успешного выполнения задания.
Многие психологи выделяют еще одну составляющую произвольности — предвосхищение. Эта способность ребенка позволяет избежать возможных ошибок, удержать учебную задачу, предвидеть результат своей деятельности (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).