Moskva, Moscow, Russian Federation
The article considers the conditions of the organization of process of training of younger schoolboys with a view to form a regulatory universal educational actions as planned results of the education in elementary school. Practical suggestion for the teacher concerning creating training situations that promotes development of planning and control is given.
universal regulatory action, training activities, planning, control, evaluation, forecasting, learning task, exercise system.
Продолжение. Начало – № 5, 6 – 2015. Статья написана на основе результатов исследования коллектива Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО.
Завершая разговор о формировании универсальных учебных действий младшего школьника как планируемого результата его обучения, рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия (РУУД).
ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
Сначала попытаемся ответить на вопросы: почему в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) 2009 г. столь большое внимание уделено решению задачи развития регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника? Почему впервые в истории начальной школы проблема формирования рефлексии обучающегося обсуждается на уровне обязательных планируемых результатов?
За ответами на эти вопросы обратимся к детской психологии. Одним из существенных новообразований психического развития ребенка младшего школьного возраста считается произвольность его деятельности. Она выражается, прежде всего, в рождающемся у ребенка «намерении» (термин введен Л.С. Выготским): ребенок готов принимать требование, следовать указанию, точно воспроизводить заданный образец. Важнейшее проявление произвольности — «слежение» за своей деятельностью, анализ того, как протекает решение учебной задачи, правильные ли выбраны операции (способы) успешного выполнения задания.
Многие психологи выделяют еще одну составляющую произвольности — предвосхищение. Эта способность ребенка позволяет избежать возможных ошибок, удержать учебную задачу, предвидеть результат своей деятельности (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).