В статье представлены результаты эмпирического исследования, ориентированного на изучение уровня коммуникативно-личностного развития детей дошкольного возраста. Предметом организованной исследовательской деятельности является коммуникативная сфера личности на базовых уровнях онтогенеза, средства и способы ее эффективного развития. Результатом экспериментального исследования стало выделение базовых параметров коммуникативного развития дошкольников, проведение диагностического среза, показавшего необходимость разработки системы мероприятий, оптимизирующих процесс развития коммуникативной сферы детей. Приведена программа соответствующих мероприятий.
дети дошкольного возраста, общение, коммуникативная сфера личности, оптимизация развития коммуникативной деятельности, базовые параметры, программа мероприятий по коррекции коммуникативно-личностной сферы дошкольников.
Практическим работникам начальной школы хорошо известно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется такому планируемому результату обучения, как универсальные коммуникативные действия. Это требование государства к системе начального образования обусловлено тем, что дети приходят в школу с недостаточно развитой произвольной речью. Несомненно, дети умеют общаться с взрослыми и сверстниками в обычных жизненных ситуациях, но сталкиваются с трудностями при выполнении предложений учителя: «опиши», «расскажи», «составь рассуждение» и т.п., то есть умение строить диалог и монолог в произвольной деятельности в условиях требования педагога сформировано у них недостаточно.
В свою очередь, и учитель должен быть хорошо осведомлен об особенностях речевого развития детей, пришедших в школу. Поэтому ознакомление с исследованием, в котором характеризуется специфика общения дошкольников разного возраста с объектами и предметами окружающего мира, поможет педагогу расширить свои знания о психолого-педагогической характеристике первоклассника, о генезисе развития деятельности общения в дошкольном детстве. С этих позиций предлагаемая публикация может оказаться не только интересной, но и полезной для широкого круга читателей.
От редакции
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
3. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
4. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: Педагогика,1989. — 216 с.