ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены различные подходы к определению педагогического профессионализма и анализ публикационной активности последних лет по тематике педагогического профессионализма преподавателя высшей школы. Рассматривается проблема понимания и определения педагогического профессионализма преподавателя высшей школы, а также типичные проблемы современного преподавателя высшей школы. Анализируются требования профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования к современному преподавателю высшей школы. На основе проведенного анализа предложена классификация профессиональных компетенций, которыми должен обладать преподаватель высшей школы, рассматриваются возможные пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова:
педагогический профессионализм, преподаватель высшей школы, общие педагогические компетенции, специальные педагогические компетенции, профессиональный стандарт, квалификационные требования
Текст

Одной из важных, неотъемлемых характеристик современного человека является его профессионализм. В самом широком смысле профессионализм можно рассматривать как хорошее владение своей профессией [12]. Во многом именно от профессионализма зависят результаты и эффективность любой трудовой деятельности, в частности педагогической. Изучению и разработке проблем педагогического профессионализма посвятили большое количество исследований: В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.К. Гребенкина и многие другие.

По мнению Н.В. Кузьминой, существует пять основных компонентов деятельности педагога, степень сформированности которых определяет уровень профессионализма:

  • гностический (умение анализировать педагогическую ситуацию);
  • проектировочный;
  • конструктивный;
  • коммуникативный (умение строить педагогически целесообразные отношения);
  • организаторский (практическое решение педагогических задач) [9].

Одной из проблем исследования педагогического профессионализма является отсутствие единого определения понятия и общего понимания данного явления.

Так, например, И.П. Подласый рассматривает педагогический профессионализм как обобщение понятия «профессиональный потенциал педагога» [16]. Е.В. Андриенко отмечает, что педагогический профессионализм «является личностно-профессиональным феноменом» [1]. В своих работах О.Г. Красношлыкова определяет профессионализм педагога через педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества и индивидуальный имидж педагога [8].

Список литературы

1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм в теории и практике современного образования. — Новосибирск: НГПУ, 2014. — 155 с.

2. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под науч. ред. В.И. Байденко. — М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. — 302 с.

3. Болотин И. С., Дорофеева А. А., Сорокина Н. Д. О компетенциях преподавателя и вузовской системе повышения квалификации // Высшее образование в России. — 2015. — №2. — С. 151–155.

4. Дмитриева Т.В., Шепелева Р.П. Рейтинговая оценка качества дидактической деятельности преподавателей вузов // Высшее образование сегодня. — № 9. — С. 50–54.

5. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России.– 2015. — №1. — С. 127–131.

6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/eksd.

7. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 37–46.

8. Красношлыкова О.Г. Современное определение сущности профессионализма педагога // Ползуновский вестник. — 2005. — № 3. — С. 88–92.

9. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985. — 32 с.10. Митрофанова К.А., Пенькова Е.А. Компетентностный подход в высшем образовании: подготовка профессорско-преподавательского состава // Инновации в образовании. — 2015. — № 6. — С. 50–61.

10. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Особенности формирования кадрового резерва в университете в условиях реформирования системы высшего образования в России // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 1. — С. 40–44.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.

12. Педагогический профессионализм в образовании: сб. научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ: в 3 т. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. — 2015. — 340, 322, 34

13. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. — Кн. 1: Общие основы. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 528 с.

14. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/401bbde2fe2d741ca5e80561f69a2e8e7b7d3440/

15. Романов Е.В. Императив инновационного развития высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 2. — С. 10–19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?