В статье представлены различные подходы к определению педагогического профессионализма и анализ публикационной активности последних лет по тематике педагогического профессионализма преподавателя высшей школы. Рассматривается проблема понимания и определения педагогического профессионализма преподавателя высшей школы, а также типичные проблемы современного преподавателя высшей школы. Анализируются требования профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования к современному преподавателю высшей школы. На основе проведенного анализа предложена классификация профессиональных компетенций, которыми должен обладать преподаватель высшей школы, рассматриваются возможные пути решения обозначенных проблем.
педагогический профессионализм, преподаватель высшей школы, общие педагогические компетенции, специальные педагогические компетенции, профессиональный стандарт, квалификационные требования
Одной из важных, неотъемлемых характеристик современного человека является его профессионализм. В самом широком смысле профессионализм можно рассматривать как хорошее владение своей профессией [12]. Во многом именно от профессионализма зависят результаты и эффективность любой трудовой деятельности, в частности педагогической. Изучению и разработке проблем педагогического профессионализма посвятили большое количество исследований: В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.К. Гребенкина и многие другие.
По мнению Н.В. Кузьминой, существует пять основных компонентов деятельности педагога, степень сформированности которых определяет уровень профессионализма:
- гностический (умение анализировать педагогическую ситуацию);
- проектировочный;
- конструктивный;
- коммуникативный (умение строить педагогически целесообразные отношения);
- организаторский (практическое решение педагогических задач) [9].
Одной из проблем исследования педагогического профессионализма является отсутствие единого определения понятия и общего понимания данного явления.
Так, например, И.П. Подласый рассматривает педагогический профессионализм как обобщение понятия «профессиональный потенциал педагога» [16]. Е.В. Андриенко отмечает, что педагогический профессионализм «является личностно-профессиональным феноменом» [1]. В своих работах О.Г. Красношлыкова определяет профессионализм педагога через педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества и индивидуальный имидж педагога [8].
1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм в теории и практике современного образования. — Новосибирск: НГПУ, 2014. — 155 с.
2. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под науч. ред. В.И. Байденко. — М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. — 302 с.
3. Болотин И. С., Дорофеева А. А., Сорокина Н. Д. О компетенциях преподавателя и вузовской системе повышения квалификации // Высшее образование в России. — 2015. — №2. — С. 151–155.
4. Дмитриева Т.В., Шепелева Р.П. Рейтинговая оценка качества дидактической деятельности преподавателей вузов // Высшее образование сегодня. — № 9. — С. 50–54.
5. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России.– 2015. — №1. — С. 127–131.
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/eksd.
7. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 37–46.
8. Красношлыкова О.Г. Современное определение сущности профессионализма педагога // Ползуновский вестник. — 2005. — № 3. — С. 88–92.
9. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985. — 32 с.10. Митрофанова К.А., Пенькова Е.А. Компетентностный подход в высшем образовании: подготовка профессорско-преподавательского состава // Инновации в образовании. — 2015. — № 6. — С. 50–61.
10. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Особенности формирования кадрового резерва в университете в условиях реформирования системы высшего образования в России // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 1. — С. 40–44.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
12. Педагогический профессионализм в образовании: сб. научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ: в 3 т. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. — 2015. — 340, 322, 34
13. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. — Кн. 1: Общие основы. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 528 с.
14. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/401bbde2fe2d741ca5e80561f69a2e8e7b7d3440/
15. Романов Е.В. Императив инновационного развития высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 2. — С. 10–19.