РЕСУРСНЫЕ КОНСТРУКТЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье излагаются основные этапы зарождения, функционирования и развития процесса имитационного моделирования в социологии на основе консалтинговой деятельности, методы конструирования имитационных моделей в конкретике деловых игр. Автор раскрывает малоизученную проблематику в социологии на конкретных описаниях социальных технологий игровой практики, «расшифровывая» феномен имитационного моделирования как консалт-управленческий ресурс. Новым в понимании этого феномена является открытие автором двух новых функций в процессе его изучения: конструктивной и обучающей. В энциклопедическом социологическом словаре, где описывается феномен имитационного моделирования, изложены только пять его функций.

Ключевые слова:
ресурсные конструкты, имитационное моделирование, интерактивные методы моделирования, деловые игры, визуаграфическое моделирование, конструктивная валидность, временная социодинамика, социокультурные идеологемы, управленческие ресурсы.
Текст

Имитационное моделирование в социологии понимается как возможность наиболее эффективного использования социальных технологий в прикладном изучении человеческих ресурсов, прежде всего в игровых формах, что изложено в Энциклопедическом социологическом словаре [12]. Основанное на гипотетическом представлении об объекте исследований, оно конструируется как: а) формирование пространства переменных и описание их в терминах модельных единиц; б) организация исследований в определенной последовательности частных процессов; в) расшифровка причинно-следственных связей и ее визуальная представленность; г) определение исходного состояния моделей; д) отображение промежуточных состояний объекта исследований; е) отображение конечного состояния. При таком подходе разрабатываются и проигрываются различные сценарии, которые наполняются разными гипотезами и в которых раскрываются структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические аспекты моделируемой системы. Специфическим способом получения новой информации с помощью имитационных моделей, ввиду указанных их свойств, является проведение серии экспериментов на основе единственной базовой выборки. Однако распространенность таких исследований в социологии незначительна, так как требует особой подготовки исследователя: методологической, теоретической, методической, практической, которые могли бы взять на себя такую ответственную роль. Используемый метод имитационного моделирования может включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания. Имитационные модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную, описательную, объяснительную, критериальную, предсказательную [12].

Список литературы

1. Камерон К.С. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К.С. Камерон, Р.Э. Куин. – СПб.: Питер, 2001. – 311 с.

2. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 334 с.

3. Красовский Ю.Д. Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю.Д. Красовский. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 232 с.

4. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 316 с.

5. Красовский Ю.Д. Организационная диагностика [Текст]: научно-практическое пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 295 с.

6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 472 с.

7. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 391 с.

8. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: Новости, 2000. – 366 с.

9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы [Текст]: практическое пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: Инфра-М, 1997. – 352 с.

10. Пригожин А.И. Методы развития организаций [Текст] / А.И. Пригожин. – М., 2003. – 863 с.

11. Халиков М.С. Экономическая социология регионов: распределительные отношения [Текст] / М.С. Халиков. – М., 1999. – 245 с.

12. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1995. – 940 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?