Высшая школа, являясь значимым социальным институтом современного общества, находится в стадии реформирования, которое предполагает радикальные изменения, вызванные необходимостью соответствия мировым тенденциями функционирования. В задачи ее реформирования входит обновление приоритетных целей и задач высшего образования, что обусловливает появление его новых функций. В статье представлены характеристики консалтинговой функции вуза, при реализации которой используются достижения современной коммуникативистики. Представленный способ интеграции в вузовской образовательной практике, по мнению автора, будет способствовать продуктивности функционирования образовательного учреждения за счет синергетического эффекта, вызванного повышением продуктивности деятельности его субъектов. В статье представлены результаты осуществленного автором исследования по формированию у будущих специалистов механизмов осуществления непрерывной профессиональной подготовки, в рамках которого анализировались вопросы реализации их творческих способностей, формирования у них эмоциональной этики. Реализация консалтинговых процедур через современные формы и методы информационно-коммуникативного взаимодействия способствует профессиональному и личностному развитию будущих специалистов.
консалтинговая функция вуза, консалтинг, коммуникативистика, информационно-коммуникативное взаимодействие, синергетический эффект.
На современном этапе общественного развития существенно повышается роль высшего образования, что обусловлено актуализацией взаимосвязанности и взаимообусловленности процессов личностного, общественного, культурного и экономического процессов. Поэтому видится недостаточным наличие сформированности у выпускников вузов интеллектуально познавательных и научно исследовательских, общих и специальных профессиональных компетенций. Им должны быть присущи высокая нравственность и духовное развитие, готовность к инновациям. В требования к результатам современной профессиональной подготовки будущих специалистов включены факторы обеспечения их высокой мобильности, возможности практической интеграции в различные социальные группы. Это предполагает наличие у них компетенций по осуществлению совместной коллективной деятельности в нестабильных и быстро меняющихся условиях. От будущих специалистов требуется самостоятельность в принятии решений по проблемам, которые касаются не только профессиональной или научной сферы деятельности, а предполагают изменения в социальном и личностном аспектах.
1. Анисимов О.С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма [Текст] / О.С. Анисимов. — В 2 т. — Т. 1. — М., 2009. — 485с.
2. Анисимов О.С. Схемы и язык схематических изображений [Текст] / О.С. Анисимов. — М., 2008. — 267 с.
3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
4. Блок П. Безупречный консалтинг [Текст] / П. Блок; пер. с англ. Л. Круглов-Морозов, Д. Раевская. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О.С. Булатова. — М.: Академия, 2001. — 240 с.
6. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2012. — № 1. — С. 4–8.
7. Гребнев Л.С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире [Текст] / Л.С. Гребнев // Федеральный справочник «Образование в России». — М., 2003. — С. 217–220.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
9. Князева Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 3–20.
10. Коуп М. 7 основ консалтинга [Текст] / М. Коуп; пер. с англ. Е. Виноградовой, Е. Колотвиной. — СПб.: Питер, 2007. — 336 с.
11. Кочкина О.М. Роль коммуникативных способностей в обучении иностранным языкам [Текст] / О.М. Кочкина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2012. — № 3. — С. 38–43.
12. Липпит Г. Консалтинговый процесс в действии: пер. с англ. [Текст] / Г. Липпит, Р. Липпит. — М.; СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
13. Лукашеня З.В. Развитие консалтинга в образовательной сфере [Текст] / З.В. Лукашеня // В мире научных открытий / Социально-гуманитарные науки. — 2015. — № 9.1. — С. 146–164.
14. Лукашеня З.В. Функции гуманитарных технологий в реализации консалтинговых процедур [Текст] / З.В. Лукашеня // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22–24 мая 2015 г.) / Сост. Л.М. Гончарова. — Калининград, 2015. — С. 36–38.
15. Немировский В.Г. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края: монография [Текст] / В.Г. Немировский, А.В. Немировская. — Красноярск: СФУ, 2011. — 159 с.
16. Пугачева Е. Синергетический подход к системе высшего образования [Текст] / Е. Пугачева // Высшее образование в России. — 1998. — № 2. — С. 41–45.
17. Семенов И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании [Текст] / Методология взаимодействия психологии, акмеологии, конфликтологии и андрогогики: Учеб. пособие / И.Н. Семенов. — Бийск: БиГПИ и ГЛИ, 1994. — С. 30–75.
18. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс]. — URL: http://technical_translator_dictionary.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).
19. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобоазованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А.В. Федоров — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 с.
20. Финансовый словарь проекта «Финам» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.finam.ru/dictionary (дата обращения: 17.01.2015).
21. Хакен Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен. — М.: Мир, 1980. — 404 с.
22. Шейн Э.Г. Консультирование по процессу [Текст] / Э.Г. Шейн. — СПб.: Питер, 2006. — 280 с.