В статье анализируются новые исторические факты, приведенные в монографии «Урок математики в дореволюционной средней школе». Дается обзор разделов этой монографии: зарождение классно-урочной системы обучения в России, динамика продолжительности урока, генезис целей обучения математике, эволюция структуры урока математики в конце XVIII – начале XX в., виды уроков математики и тенденции в развитии методов обучения математике. Работа адресована студентам, преподавателям и исследователям в области истории образования.
история образования, урок математики, эволюция методов обучения математике
Монография «Урок математики в дореволюционной средней школе» [1] посвящена выявлению новых фактов и закономерностей исторического развития классно-урочной системы обучения математике в России. Хронологические рамки исследования – XVIII – начало XX в.
Представленные в монографии материалы опираются не только на опубликованную литературу, но и на раритетные архивные документы. Достоверность приведенных в работе фактов обеспечивается широкой опорой на первоисточники. Авторы практически не пользуются «информацией из вторых рук», а обращаются к дореволюционным официальным документам (уставы, распоряжения и пр.), рукописям (архивные источники) и свидетельствам очевидцев, опубликованным в периодических изданиях и учебных книгах.
Структура представления материала является последовательной и логичной. Каждый раздел посвящен какой-либо ключевой характеристике урока математики, а внутри раздела используется как синхронный, так и диахронный анализ.
Уже во введении авторы справедливо предостерегают об опасности отказа в современной школе от традиционных форм организации обучения, к которым относится урок. Они пишут: «В 1990-х гг. была нарушена стабильность отечественного образования, был запущен процесс отрицания его традиций, вместе с тем средние школы получили право самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы организации образовательного процесса, что способствовало процессу модернизации современного урока математики и, более того, поиску форм организации обучения, альтернативных уроку (в качестве примера можно привести увлечение методом Монтессори в Тульской, Московской и других областях)» [1, с. 4].
Первый раздел посвящен истокам классно-урочной системы обучения в России. Показано, что уже в школах, открытых при Петре I, можно обнаружить зачатки современной классно-урочной формы организации образовательного процесса. Авторы соглашаются с той точкой зрения, что классно-урочная система была введена в России М.В. Ломоносовым задолго до реформы школы 1786 г. Историко-педагогический контекст этого раздела уже освещался в ранее опубликованных работах авторов [4–7].
Во второй главе исследована динамика продолжительности урока. Авторам удалось установить редкий и довольно интересный исторический факт – тенденцию сокращения продолжительности урока, на которую авторы обращали внимание в своих работах [8, 12, 13]. «На протяжении XVIII – начала XX века, – свидетельствуют авторы, – урок претерпевал изменения как в содержательном плане (от рассмотрения урока как школьной экзерциции до формы организации учебного процесса, которому присущи такие черты, как целенаправленность, структурированность, целостность), так и в плане продолжительности урока (она колебалась от 1,5 часа до 50 минут)».
В третьем разделе раскрыт генезис целей обучения математике, в четвертом – эволюция структуры урока математики, в пятом – становление видов уроков математики, а в шестом – тенденции в историческом развитии методов обучения математике.
Авторы выявили, что впервые классификация целей обучения математике была предложена дореволюционными педагогами-математиками В.Р. Мрочеком и Ф.В. Филипповичем, которые выделили образовательные, развивающие, воспитательные и практические цели.
Очень ценным видится замечание авторов о том, что в дореволюционное время образовательные цели смешивались с обучающими: «Под образовательными целями обучения математике понимали: накопление определенной суммы знаний учащимися (Уставы 1786 г., 1804 г., 1828 г.); систематизацию знаний учащихся (П.С. Гурьев); умение пользоваться материалом, имеющим научную и культурную ценность (В.Р. Мрочек и Ф.В. Филиппович)» [1, c. 54].
Не менее важным результатом, приведенным в монографии, является установление закономерности постановки в школах России развивающих целей, которые трактовались по-разному: развитие памяти, логического мышления, «изощрения рассудка»; приучение учащихся «действовать своим умом» или приучение ума к точному последовательному рассуждению, умению связывать суждения; развитие математических способностей; развитие зрительно-моторной и слуховой памяти; развитие умений выражать свои мысли словами.
Вполне убедительно в монографии показано, что во второй половине XIX в. активно обсуждались воспитательные цели обучения математике: воспитание высоких моральных качеств; развитие интереса к предмету, любознательности; воспитание самостоятельности, душевных и физических качеств, аккуратности, дисциплины.
Идеи авторов, изложенные в этих разделах монографии, ранее были изложены в их диссертациях [8, 11] и опубликованы в книгах [2, 3] и научных статьях [8–10, 12, 13].
Квинтэссенцией монографии является заключение, в котором лапидарно и емко подведены итоги, центральным из которых стала оригинальная периодизация истории урока математики в дореволюционной средней школе.
Дополняют оригинальный текст авторов приложения. В них приведены первое официальное расписание «предметов и учебных часов» и фрагменты примеров описания уроков (урок алгебры В.П. Ермакова, урок арифметики В.А. Евтушевского и урок геометрии А.Н. Острогорского).
В числе наиболее существенных достоинств работы отметим:
- введение в научный оборот ряда исторических фактов. Например, впервые приведены биографические сведения о В.А. Омельянович-Павленко, А.Ф. Фролове, П.А. Христиче, восстановленные преимущественно по архивным источникам. Все эти факты уместно вплетены в канву основного текста и читаются с большим интересом;
- историческое обоснование перспективности использования урока в будущем. Авторы справедливо замечают: «Несмотря на то что учитель получил сегодня большую свободу в выборе методов и способов конструирования урока, надеемся, что эта свобода не приведет к забвению и отрицанию тех славных педагогических традиций, которые так трудно складывались в России в течение XVIII–XX веков» [1, c. 56].
Живой язык, доступный и в то же время доказательный стиль изложения, постоянная опора на первоисточники, наличие иллюстраций (портреты, диаграммы и пр.) – это те достоинства, которые позволяют рекомендовать данную монографию не только преподавателям, учителям, аспирантам, студентам, но и широкому кругу читателей, проявляющих интерес к истории развития образования в России.
1. Саввина О.А. Урок математики в дореволюционной средней школе [Текст]: монография / О.А. Саввина, И.А. Марушкина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 80 с.
2. Колягин Ю.М. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга 4. Николай Васильевич Бугаев [Текст]: монография / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. – 276 с.
3. Колягин Ю.М. Математики-педагоги России. Забытые имена. Кн. 1. Ф.В. Филиппович [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. – 90 с.
4. Колягин Ю.М. Организация народного образования в России во второй половине XVIII в. [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова // Начальная школа. – 2003. – № 8. – С. 45–48.
5. Колягин Ю.М. Организация народного образования в России. Первая половина XIX в. / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова [Текст] // Начальная школа. 2004. – № 4. – С. 120–128.
6. Колягин Ю.М. Организация народного образования России / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С. 95–101.
7. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Часть I–III [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова. – Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007.
8. Марушкина И.А. Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России: на примере урока математики [Текст]: дис....канд. пед. наук: 13.00.01 / И.А. Марушкина. – Елец, 2010. – 238 с.
9. Саввина О.А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Часть 2 (вторая половина XIX – первые семнадцать лет ХХ вв. [Текст]: монография / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. – Елец: Елецкий государственный университет, 2002. – 246 с.
10. Саввина О.А. М. Г. Попруженко – учитель и воин [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. – 2003. – № 1. – С. 55–59.
11. Саввина О.А. Становление и развитие обучения высшей математике в отечественной средней школе [Текст]: дис. …д-ра пед. наук, 13.00.01, 13.00.02 / О.А. Саввина. – Елец. – 2002. – 485 с.
12. Саввина О.А. Каким был урок математики в дореволюционной средней школе? [Текст] / О.А. Саввина, И.А. Марушкина // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 70–78.
13. Саввина О.А. Урок математики в русской школе [Текст] / О.А. Саввина, И.А. Марушкина // Математика в школе. – 2010. – № 8. – С. 67–73.