г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена широко применяемому в современной российской высшей школе кейс-методу. Методика рассматривается в контексте преподавания дисциплины «Педагогика и психология выс- шей школы» для аспирантов. В спектре задач обучения специалиста высшего уровня – подготовить аспирантов к педагогической деятельности в системе профессионального образования. Традиционно для российского образования то, что кадровый потенциал пополняется выпускниками аспиранту- ры, «выращенными» самим вузом. Учебный курс для аспирантов «Психология и педагогика высшей школы», подготовленный на кафедре философии и психологии Московского государственного тех- нического университета (МАМИ), также призван помочь будущим преподавателям высшей школы в освоении содержания современных концепций высшего образования и формирования личности. Но самое пристальное внимание обращено на практику конструирования учебно-воспитательной ситу- ации в высшем учебном заведении. Позиция авторов состоит в том, что неудачи применения кейс- стади в первую очередь связаны со сложностями сбора и формирования непосредственно проблемных педагогических ситуаций. Предлагаются варианты: а) проведения практических занятий с исполь- зованием кейс-метода, б) сбора и формулирования проблемных педагогических ситуаций, в) хода за- нятия с применением кейс-метода, г) этапов работы с кейсом. Авторы делятся опытом и знакомят читателя с наработанным ими фондом педагогических ситуаций. В фонде ситуаций выделяются сле- дующие типы ситуаций: концептуальная, организационная, психологическая, этнокультурная и т.д. Специфической чертой многих ситуационных заданий является множественность решений. С этой точки зрения предлагаемые аспирантами решения могут быть разделены по степени риска, обосно- ванности решения, затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию.
кейс-метод, «Педагогика и психология высшей школы», педагогическая ситуация, ситуативная задача, интерактивный метод преподавания, аспирантура
1. Баграмянц Н.Л., Ивлева М.Л. Проблемы и перспективы современного профессионального образования как динамичной системы // Известия МГТУ «МАМИ». Т. 1. 2012. № 1. С. 340–345.
2. Гагарин А.В. Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2009. № 3. С. 75–79.
3. Екимова В.И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. Т. 3. 2014. № 1. С. 86–97.
4. Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития. Международная научная конференция / Под ред. В.А. Ситарова,Составитель: О.А. Косинова. М., 2014.
5. Пшеничная В.В. О проблемах преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре // Электронный научный журнал «Аpriori. Серия: Гуманитарные науки» 2016. № 1. URL: www.apriori-journal.ru (дата обращения: 15.04.2016).
6. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2013.
7. Садовская Е.А. Профессиональная компетентность будущих преподавателей-исследователей университета: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Педагогика высшей школы». Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004.
8. Хайбулаев М.Х. Применение кейс-метода в научно-исследовательской работе будущего педагога // Школа, вуз: современные проблемы математики, информатики и физики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чеченский государственный педагогический институт; Отв. ред. Джамбетов Э.М. Грозный, 2013.С. 181–186.
9. Чудайкина Г.М., Логинова Н.Ю., Костоварова В.В. Особенности применения метода case stady в преподавании иностранного языка в высшей школе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 1. С. 66–73.
10. Angelo T., Boehrer J. Case learning: How does it work? Why is it effective? [Electronic resource] // Case Method Website: How to Teach with Cases. Santa Barbara: University of California, 2002. URL: http://www.soc.ucsb.edu/projects/casemethod/ teaching.html (Accessed: 15.01.2016).
11. Artan E.A. Case-Based Discussions in an Educational Psychology Course: Problem solv6 ing processes and interactions: Unpublished doctoral dissertation. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 2007.
12. Barnes L.B., Christensen C.R., Hansen A.J. Teaching and the case method: Text, cases, and readings. Cambridge: Harward Bisness School Press. 1994.
13. Brickman P., Glynn S., Graybeal G. Introducing students to case studies // Journal of College Science Teaching. 2008. Vol. 37, № 3. P. 12–16.
14. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science. Arlington, VA: NSTA. 2007.
15. Matthews L.N.H. Exploring the use of storytelling in quantitative research fields using a multiple case study method: Doctoral dissertation. Spokane: Gonzaga University. 2008.
16. Yin R. Case study research: Design and methods. Thousand Oaks, CA: Sage Publishing. 2009. 219 p. 19. eLearning at Missouri [Electronic resource] // Educational Technologies at Missouri. URL: http://elearning.missouri.edu/teaching-6with6the6case6study6method/ (Accessed: 15.01.2014).
17. Case Method in Practice [Electronic resource] // Harvard Business School. URL: http://www.hbs.edu/teaching/case-6method6in6practice/ (Accessed: 15.01.2016).
18. National Center for case study teaching in science [Electronic resource]. URL: http:// www.science.cases.lib.buffalo.edu/ (Accessed: 15.01.2016).