Псков, Россия
Обоснована актуальность становления у обучающихся ценностно-смысловой компетенции в процессе изучения истории. Установлена необходимость формирования у студентов четкого понимания роли и места исторических знаний в процессе становления целостного миропонимания. В результате исследования выявлены педагогические условия становления ценностно-смысловой компетенции в процессе обучения истории. Представлены технологии ее формирования.
компетенция, ценностно-смысловая компетенция, история, миропонимание, деловая игра.
На сегодняшний день развитие российской системы образования непосредственно связано с Болонским процессом, что обусловило популярность следующих педагогических идей:
- демократизация;
- гуманитаризация и гуманизация;
- компетентностный подход;
- дифференциация и интеграция содержания образования.
Все они направлены на формирование новой парадигмы образования, провозглашающей основной принцип «образование через всю жизнь». Данный принцип является исходным для процесса образования в России, основой и результатом которого является «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения» [5, с. 99] и формирование и совершенствование компетенций, т.е. формирование компетентности. Названные принципы обусловливают необходимость формирования у студентов — будущих учителей ценностно-смысловой компетенции как основного элемента в структуре целостного миропонимания.
Под ценностно-смысловой компетенцией мы понимаем компетенцию, связанную со способностью:
- видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности;
- переводить знания на язык смыслов и технологий;
- уметь адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения.
1. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Организация изучения темы «Массовая и элитарная культура современной России» и ее роль в становлении миропонимания учащихся // Преподавание истории в школе. — 2012. — № 7. — С. 48–54.
2. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Организация интегрированного занятия на тему «Первая мировая война» в вузе // Метаморфозы истории. — 2013. — Выпуск 4. — С. 427–437.
3. Алиева Л.В., Филиппова Т.В. Оценка становления миропонимания учащихся с точки зрения компетентностного подхода // Вестник Псковского государственного университета. — 2014. — Вып. 5. — С. 353–359. — (Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки).
4. Архипова О.В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели // Общество. Среда. Развитие. –2011. –№ 2 (19). — С. 192 — 199.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект // Директор школы. — 2001. — № 1. — С. 97–105.
6. Пустовалова И.В. Философско-антропологический анализ категории «миропонимание» // Социосфера. — 2011. — №1. — C. 11–17.
7. Филиппова Т.В. Основные методологические подходы к исследованию педагогических условий процесса становления миропонимания учащихся средствами гуманитарного знания // Almamater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 9. — С. 86–90.