FORMATION OF VALUE-SEMANTIC COMPETENCES AS THE BASIS OF WORLD-VIEW (BY THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL AREA «HISTORY»)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The importance of value-semantic competences formation in the course of history studying is justifi ed. The necessity of formation of accurate understanding of the role and the place of historical knowledge in the process of world-view formation is specifi ed. As a result of research the pedagogical conditions of value-semantic competences formation in the course of history are revealed. Formation technologies are considered.

Keywords:
competence, value-semantic competences, history, world-view, business game.
Text

На сегодняшний день развитие российской системы образования непосредственно связано с Болонским процессом, что обусловило популярность следующих педагогических идей:

  • демократизация;
  • гуманитаризация и гуманизация;
  • компетентностный подход;
  • дифференциация и интеграция содержания образования.

Все они направлены на формирование новой парадигмы образования, провозглашающей основной принцип «образование через всю жизнь». Данный принцип является исходным для процесса образования в России, основой и результатом которого является «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения» [5, с. 99] и формирование и совершенствование компетенций, т.е. формирование компетентности. Названные принципы обусловливают необходимость формирования у студентов — будущих учителей ценностно-смысловой компетенции как основного элемента в структуре целостного миропонимания.

Под ценностно-смысловой компетенцией мы понимаем компетенцию, связанную со способностью:

  • видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности;
  • переводить знания на язык смыслов и технологий;
  • уметь адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения.
References

1. Alieva L.V., Filippova T.V. Organizatsiya izucheniya temy «Massovaya i elitarnaya kul’tura sovremennoy Rossii» i ee rol’ v stanovlenii miroponimaniya uchashchikhsya [Organization Study Topics «Massovaya эlytarnaya Culture and Modern Russia» and Her role in Formation myroponymanyya uchaschyhsya]. Nauchno-teoreticheskiy i metodicheskiy zhurnal. Prepodavanie istorii v shkole [Scientific and Theoretically and methodical magazine. Prepodavanye history in school]. 2012, I. 7, pp. 48 – 54.

2. Alieva L.V., Filippova T.V.Organizatsiya integrirovannogo zanyatiya na temu «Pervaya mirovaya voyna» v vuze [integrated lessons on “The First World War” in high school]. Metamorfozy istorii. Nauchnyy al’manakh [Metamorphosis history. Scientific almanac]. Issue 4. Pskov, PskovGU Publ., 2013, pp. 427–437.

3. Alieva L.V., Filippova T.V.Otsenka stanovleniya miroponimaniya uchashchikhsya s tochki zreniya kompetentnostnogo podkhoda [Assessment of formation worldview of students in terms of the competence-based approach]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Sotsial’no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the Pskov State University. A series of “Social and humanitarian and psycho-pedagogical sciences”]. Vypusk 5. Pskov, Pskovskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2014, pp. 353–359.

4. Arkhipova O.V. Gumanitarnoe obrazovanie i gumanitarnaya pedagogika: priroda, spetsifika, tseli [Arts education and humanitarian pedagogy: nature, specificity, goals]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Wednesday. Development]. 2011, I. 2 (19), pp. 192–199.

5. Natsional’naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Proekt [National Doctrine of Education in the Russian Federation. Project]. Direktor shkoly [Headmaster]. 2001, I. 1, pp. 97–105.

6. Pustovalova I. V. Filosofsko-antropologicheskiy analiz kategorii «miroponimanie» [philosophical and anthropological analysis of the “outlook” category]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2011, I. 1, pp. 11–17.

7. Filippova T.V. Osnovnye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskikh usloviy protsessa stanovleniya miroponimaniya uchashchikhsya sredstvami gumanitarnogo znaniya [Basic methodological approaches to the study of the pedagogical conditions of the process of formation of outlook of pupils by means of humanitarian knowledge]. Almamater (Vestnik vysshey shkoly) [Almamater (Journal of the Higher School)]. 2014, I. 9, pp. 86–90.

Login or Create
* Forgot password?