Исследование посвящено анализу современных заголовков материалов печатных СМИ как форме коммуникации. В работе дается описание основных форм речевой игры, анализируется соотношение заголовка с содержанием материала и форматом газеты и журнала. Автор рассматривает заголовки, с одной стороны, как самостоятельные тексты, благодаря которым осуществляется современная медиакоммуникация. С другой стороны, освещается неразрывная связь содержания статьи и его заглавия. В работе систематизируется многолетний опыт автора в исследовании заголовков новостных материалов и статей, представленных в прессе развлекательного характера. Автор предлагает свою классификацию форм речевой игры, основанную на филологическом анализе современных медиатекстов.
медиадискурс, речевая игра, газетные заголовки, печатные СМИ.
Периодическая печать является отражением и средством формирования окружающей и социальной картины мира, что находит непосредственный отклик в заголовках прессы. Современный печатный заголовок — «визитная карточка» любого материала, важнейший композиционный и идейно-содержательный фрагмент журналистского произведения, создаваемый для удобства восприятия и интерпретации текста, сообщение, адресованное читателю. В названии статьи находит практическое применение реализация коммуникативной формулы, предложенной Р. Якобсоном: Адресант–Сообщение и Код-Адресат.
С одной стороны, заголовок может рассматриваться как текст. Так, например, М.М. Бахтин считает, что текст — это «знаковый комплекс, относящийся к высказываниям и имеющий те же признаки, что и высказывание» [1, с. 310]. По мнению Е.С. Кубряковой, текстом является «информационно самодостаточное речевое сообщение с ясно оформленным целеполаганием и ориентированного по своему замыслу на своего адресата» и «в известных условиях самодостаточным оказывается и отдельно взятое предложение и даже отдельное высказывание (имплицирующее предикат, но не содержащее его в явной форме). Таковы, например, тексты заголовков или названий произведений живописи… Тексты такого рода информационны, самодостаточны для интерпретации, имеют своего адресата и преследуют вполне ясные цели» [11, с. 76]. Как самостоятельная речевая единица заголовок обладает большими выразительными возможностями, которые являются важнейшей формой проявления функции привлечения внимания читателя.
С другой стороны, заголовок неразрывно связан с текстом и является его смысловым отражением. Содержательное единство с текстом позволяет рассматривать заголовок и как отдельный композиционный компонент текста, оформляемый в том числе и экстралингвистическими средствами, как часть единой текстовой макроструктуры.
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 428–472.
2. Богданова О.Ю. Проблема связи заголовка с содержанием текста [Текст] / О.Ю. Богданова // Ярославский педагогический вестник. — 2007. — № 3. — С. 25–29.
3. Валгина Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Валгина. — М: Аспект-Пресс, 2003. — 341 с.
4. Винокур Г.О. О языке художественной литературы [Текст] / Г.О. Винокур. — М.: Высшая школа, 1991. — 423 с.
5. Вомперский В.А. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка [Текст] / В.А. Вомперский // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства). — Алма-Ата, 1966. — С. 82–85.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 144 с.
7. Горкина М.Б. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR [Текст] / М.Б. Горкина, А.А. Мамонов, И.Б. Манн. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 240 с.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. — М.: Наука, 1987. — С. 216.
9. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: Структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX–XX веков) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.А. Кожина. — М., 1986. — 22 с.
10. Костомаров В.Г. Из наблюдений за языком газеты: газетные заголовки: Из опыта преподавания русского языка нерусским [Текст] / В.Г. Костомаров. — М., 1965. — Вып. 3. — С. 162–185.
11. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его выделения [Текст] / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. — Т. 1. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 50–123.
12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете [Текст] / Э.А. Лазарева. — Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989. — 123 с.
13. Попов А.С. Синтаксическая структура современного газетного заглавия и ее развитие [Текст] / А.С. Попов // Развитие синтаксиса современного русского языка. — М., 1966.
14. Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция: Оптимизация речевого воздействия [Текст] / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. — М.: МГУ, 1990.
15. Хазагеров Т.Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды») [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.Г. Хазагеров. — Ростов н/Д, 1984. — 24 с.
16. Харченко Н.П. Заглавия, их функция и структура. На материале научного стиля современного русского языка [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.П. Харченко. — Л., 1988. — 21 с.