В статье рассмотрены вопросы информирования и оповещения населения на территории объектов транспортной инфраструктуры при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористических актов. Приведены результаты опытной эксплуатации сегментов системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте и исследования общественного мнения по вопросам удовлетворенности системой. На основании выявленных недостатков определены направления дальнейшего развития и совершенствования системы.
информирование населения, терминальный комплекс, транспорт, безопасность, террористический акт, чрезвычайная ситуация, оповещение, транспорт, защита населения.
1. Введение
Современный этап развития российского общества характеризуется ростом роли транспортной сферы. К началу 2011 г. грузооборот транспортной системы составил примерно 5 трлн тонно-км, а пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования составил 482 млрд пасс.-км. До 2010 г. наибольшим в пассажирообороте был удельный вес железнодорожного транспорта, а с середины 2010 г. на первое место вышла гражданская авиация [1]. Несмотря на принимаемые правительством РФ меры по обеспечению транспортной безопасности, а также совершенствование парка транспортных средств и развитие транспортной инфраструктуры, за последние пять лет произошло много катастроф, аварий, происшествий и террористических актов на транспорте, от которых погибло и пострадало большое число людей, нанесен огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.
В настоящее время в результате многолетней целенаправленной деятельности в стране сформирована система обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Вопросы транспортной безопасности рассматриваются в рамках программ подготовки работающего населения в области безопасности жизнедеятельности [2], а также частично в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Однако, как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), проведения учений и тренировок [3], эффективность действий населения по предупреждению ЧС и террористичеких актов на транспорте остается низкой.
В настоящее время к наиболее значимым факторам обеспечения высокого уровня безопасности населения, защиты его от чрезвычайных ситуаций различного характера, а также от угроз, возникающих при террористических актах, относятся информационные и образовательные технологий [4].
Практика свидетельствует о том, что в настоящее время не достаточно простой совокупности теоретических знаний — необходимо создавать новые модели образования и развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях.