ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности формирования информационной культуры студентов высшей школы с учетом трансформации современной образовательной среды университета. Автор подробно анализирует понятие компьютерно-опосредованной коммуникации, которая становится в настоящее время приоритетным направлением в модернизации учебного процесса. В этой связи исследуются преимущества сетевой технологии обучения и нового формата учебной литературы — электронного учебника. Отмечено, что новый подход к образовательному процессу сопровождается формированием новых дисциплин, преподаваемых по модульному принципу. Одним из таких «модульных предметов» является курс профессионально ориентированного информативного чтения на английском языке. Иллюстрируя свои выводы о возможности развития целого комплекса новых коммуникативных умений и навыков после прохождения такого курса, автор приводит пример текста и заданий из элективного курса Academic skilis, разрабатываемого в рамках «Сетевого университета НИЯУ МИФИ» для студентов-физиков.

Ключевые слова:
информационная культура, электронный учебник, сетевая форма обучения, студенты-физики, иноязычное информативное чтение.
Текст

Термин «информационная культура» вошел в научный обиход примерно в 70-е гг. прошлого века. Изначально он практически отождествлялся с понятием информационной грамотности, но чуть позднее стал пониматься ýже — как компьютерная грамотность. Попытки дать более или менее строгое определение информационной культуре начинают предприниматься в 1990-х гг. Однако в то время ее широкие трактовки сводились к общим рассуждениям о «новых взглядах на информацию», «объемах информации» или «способах взаимодействия человека и технических средств», требующих применения новейших информационных технологий, причем понятия «информационная культура» и «образование» редко использовались в одних и тех же научных контекстах. Пожалуй, перовой научной дефиницией информационной культуры, ориентированной на нужды сферы образования и культуры, в отечественной педагогике дала С.Г. Антонова. Она подчеркнула, что знания, которыми должен владеть специалист, включают не только количественные, но и качественные характеристики, такие как «диалогичность», «вариативность», «открытость», конкретное содержание которых должно определяться особенностями профессиональной ориентации [2, c. 82–89].

Список литературы

1. Агапитова Т.Г. Обучение иноязычному информативному чтению в условиях формирования профессиональной культуры будущего учителя иностранного языка [Текст] / Т.Г. Агапитова: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2000. — 24 с.

2. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования [Текст] / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. — 1994. — № 1. — С. 82–89.

3. Гаврилов С.И. Модели, методы и программные средства оценки качества информационно-образовательных ресурсов [Текст] / С.И. Гаврилов: автореф. дис. … канд. техн. наук. — М., 2011. — 138 с.

4. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. — 432 с.

5. Обдалова О.А. Психолого-педагогические особенности обучения профессионально-ориентированному информативному чтению в электронной среде [Текст] / О.А. Обдалова // Язык и культура. Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 4. — С. 126–133.

6. Пидкасистый П.И. Компьютерная технология в системе дистанционного обучения [Текст] / П.И. Пидкасистый, О.Б. Тыщенко // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 7–13.

7. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования [Текст] / Н.М. Розенберг // Советская педагогика. — 1991. — № 3. — С. 33–38.

8. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития [Текст] / И.Н. Розина // Educational Technology & Society. — 2003. — № 2. — P. 160–175.

9. Романченко Т.Н. Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Т.Н. Романченко: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Саратов, 2005. — 184 с.

10. Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально ориентированному чтению в вузе [Текст] / Т.С. Серова. — Свердловск: Уральский ун-т, 1988. — 227 с.

11. Соловьев А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения [Текст] / А.В. Соловьев // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. — Казань: КГТУ, 2002. — С. 212–216.

Войти или Создать
* Забыли пароль?