В статье представлена Концепция функциональной грамотности школьников, разработанная для предметной области «Математика и информатика». Концепция базируется на пятикомпонентной модели личностных потенциалов М.С. Кагана (познавательный, ценностный, созидательный, коммуникативный и эстетический). В рамках Концепции описана авторская модель функциональной грамотности школьников (ФГШ) и подходы к ее реализации, предложена классификация видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ФГШ, рассмотрен дидактический потенциал Концепции для повышения эффективности и гармонизации процесса социализации школьников. Концепция позволяет сместить фокус дидактической системы с абсолютных достижений школьников на их относительные достижения. Этот подход назван авторами термином «относительная педагогика».
функциональная грамотность, ФГОС, структура образовательных результатов, социализация, социальные функции школьника, предметная область «Математика и информатика», классификация видов учебной деятельности, модернизация образования
Изменения, происходящие в современном социуме, неизбежно накладывают отпечаток на все стороны жизни людей, и школа не может и не должна остаться в стороне от этих процессов. Вызовы времени сегодня активно обсуждаются во всех средствах массовой информации, и среди суждений наиболее часто встречается тезис «образование отстало от жизни».
Если в недавнем прошлом для того, например, чтобы приобщиться к мировым шедеврам, человеку надо было физически переместиться в музей, галерею, театр, концертный зал и т.п. или, в крайнем случае, пойти в библиотеку, в нынешнем столетии ему достаточно грамотно составить поисковый запрос, чтобы, сидя дома, «погулять» по залам не только Третьяковской галереи 1898 г., но и современного Лувра. Однако еще в прошлом столетии дети проводили много времени в компании друзей, помогали родителям по хозяйству, довольно рано начинали трудовую жизнь и были преданы одному предприятию на протяжении многих лет. Сегодня они зачастую довольствуются виртуальным общением, большая часть домашней работы с успехом выполняется бытовой техникой и подкрепляется обилием товаров в магазине, при этом период школьного обучения все реже совмещается с трудовой деятельностью, а регулярная смена рабочих мест для многих профессий стала объективным фактом.
1. Дорофеев Г.В. Математика для каждого [Текст] / Г.В. Дорофеев. — М.: Аякс, 1999. — 292 с.
2. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
3. Ушинский К.Д. Педагогические статьи (1857–1861 гг.) [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч. — В 6-ти т. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — С. 360.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // URL: минобрнауки.рф/документы/543