Статья посвящена вопросам развития системы высшего образования в интересах модернизации экономики страны. Автором рассматриваются негативные процессы, влияющие на развитие экономики страны, в частности, неблагоприятная демографическая ситуация, старение кадров. В статье показана устоявшаяся модель учебного процесса, которая не может быть использована в сложившихся условиях без изменений, представлена обновлённая модель и технология процесса обучения специалистов высшего образования, которое должно иметь практическую направленность и оставаться профессиональным, а также анализируются необходимые условия реализации предлагаемой модели. Важной особенностью обучения в условиях интенсивного роста экономики должна стать кооперация преподавательского состава учебных заведений и инженерно-технического состава, специалистов предприятий и организаций – потребителей подготовленных выпускников вузов. Автор делает вывод о необходимости повышения качества взаимодействия учебных заведений и производственных организаций, поскольку возрастает значение требований к будущему специалисту со стороны работодателей, и рекомендует расширить информационные связи учебных заведений с взаимодействующими предприятиями и организациями, а также предлагает некоторые пути повышения качества образования специалиста путём непосредственного взаимодействия с работодателями и изменения системы отношений между преподавателем и студентом.
экономический рывок, экспертная система, экспертный подход, деятельностный подход, проблемное обучение, учебная работа, практика, модель специалиста, рейтинговая оценка, «дерево познания»
1. Айтуганов И.М. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия / И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 163–166.
2. Альбакасов А.И. Подготовка кадров для строительной индустрии региона / А.И. Альбакасов, В.А. Гурьева // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 135–139.
3. Батурова Н.В. Формирование социального партнерства «предприятие – вуз» в малых городах региона // Креативная экономика. 2011. № 3. С. 55–58. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15600389 (дата обращения: 02.06.2015).
4. Буйновский Л.Ф. Технология профессионально ориентированного обучения: учеб. пособие для преподавателей вузов / А.Р. Ким, В.А. Киселев; под общ. ред. А.Р. Ким. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», 2010. 322 с. ISBN-7538.
5. Величко М.В., Ефимов В.А., Зазнобин В.М. Экономика инновационного развития. Управленческие основы экономической теории. – СПб, КАУ, 2015. 358 с. URL: http://kobtv.narod.ru/new_stat/ekonomika-innovatcionnogo-razvitiia.html (дата обращения: 02.02.2016).
6. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию / Е.А. Корчагин, И.М. Айтуганов, Л.Н. Самолдина, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 138–143.
7. Гузаиров М.Б. Стратегическое сотрудничество вузов и предприятий – залог успешного инновационного развития региона / М.Б. Гузаиров, Р.А. Бадамшин // Экономика и управление. 2008. № 3. С. 48–53. URL: http://elibrary.ru/item.asp id=11744861 (дата обращения: 03.06.2015).
8. Кузьменков Д. Малые инновационные предприятия при вузах России: проблемы развития / Д. Кузьменков, В. Московкин // Ректор вуза. 2013. № 1. С. 61–66.
9. Мильгуй Т.П. Формы осуществления взаимосвязи учебного заведения и предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2. С. 96–99. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23373430 (дата обращения: 03.06.2015).
10. Никитин В.И. О сотрудничестве кафедры «Литейные и высокоэффективные технологии» с предприятиями и вузами России / В.И. Никитин, К.В. Никитин // Литейщик России. 2012. № 8. С. 14–17. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17860352 (дата обращения: 03.06.2015).
11. Панков В.В., Максимов С.П. Современная оценка качественного и количественного состава трудовых ресурсов России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVII международной заоч. науч.-практ. конф. (17.07. 2013 г.). Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. ISBN 978-5-4379-0312-4. URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8509----l------r--xxvii------17--2013 (дата обращения: 02.02.2016).
12. Панина Т.С. Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона / Т.С. Панина, С.А. Дочкин // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 21–26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22837096 (дата обращения: 02.06.2015).
13. Платонова Т.О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 141–143.
14. Проскурин А.Д. Социальное партнерство университета и предприятий региона / А.Д. Проскурин, Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина // Высшее образование в России. 2012. №7. С. 78–83.
15. Прошин Д.И. Структура предприятия как определяющая компонента профессиональной подготовки в вузе по вектору знаний // Almamater. 2011. № 7. С. 58–61.
16. Шевелев Н.А. Стратегическое партнерство вуза и предприятий – основа инновационного развития экономики // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 50–54.