Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье проанализированы применяемые методы оценки уровня компетентности государственных служащих на всех этапах их карьерного роста и даны предложения по их совершенствованию. Обоснованы рекомендации формирования механизмов более тесной связи показателей уровня компетентности госслужащих с показателями результатов их профессиональной деятельности. Предложены основные направления совершенствования мотивации и стимулирования труда государственных служащих за конечные результаты деятельности федеральных министерств и других федеральных ведомств в условиях экономического кризиса.
уровень компетентности, государственная служба, кадровые технологии, квалификационные требования, знания, навыки, умения, оценка персонала государственной гражданской службы, конкурсное замещение вакантной должности в госслужбе, аттестация госслужащего, квалификационный экзамен госслужащего, мотивация и стимулирование профессиональной деятельности государственных служащих и сотрудников органов государственного управления, не отнесенных к госслужащим, карьерный рост, результаты профессиональной деятельности госслужащих, экономический кризис.
Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденная президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр.-1496 [1], в которой установлены основные принципы, критерии, направления и технологии реформирования системы, даже сегодня является основополагающим инструментом проведения этой работы. Согласно Концепции было выполнено немало работ, но остаются достаточно серьезные проблемы, не затронутые в рамках осуществления мер реформирования системы федеральной государственной гражданской службы. Это состояние по аналогии переносится на госслужбу субъектов Российской Федерации и муниципальную службу. В реззультате тормозится развитие системы государственного управления.
Недостаточная эффективность отечественной экономики связана с состоянием организации деятельности государственных органов управления и соответствующей ей результативностью деятельности государственной службы, а последнее напрямую зависит от уровня компетентности государственных служащих всех ее видов — гражданской, военной и правоохранительной.
С 2003 по 2013 г. успешно проводилась реформа системы государственной гражданской службы в соответствии с принятыми программами по периодам 2003–2005 гг. (была продлена до 2007 г.) и 2009–2013 гг.
С 2014 по 2016 г. работа, обозначенная, согласно ст. 66 ч. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», как развитие федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации обеспечиваются соответственно федеральными программами развития федеральной гражданской службы и программами развития гражданской службы субъектов Российской Федерации, — не выполняется [2].
1. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № Пр-1496. — М., 2001.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — М., 2004.
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». — М., 2005.
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». — М., 2005.
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». — М., 2005.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». — М., 2012.
7. Столярова В.А. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими». Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации [Текст] / В.А. Столярова [и др.]. — М., 2012. — С. 121–137
8. Вашаломидзе Е.В. Оптимизация структуры и содержания квалификационных требований к профессиональным знаниям государственных гражданских служащих [Текст] / Е.В. Вашаломидзе, В.А. Столярова // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — № 1.
9. Вашаломидзе Е.В. Комплексная оценка профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст]: учебно-методические рекомендации / Е.В. Вашаломидзе [и др.]. — М.: Минздравсоцразвития России, АНО «НВЦ», 2007.