Компетентность преподавателя оказывает прямое влияние на его продуктивность, поэтому построение поведенческих моделей преподавателей становятся главным фактором долгосрочной конкурентоспособности вуза. В современной экономике труда существуют различные подходы к построению модели компетенций, однако они описывают поведение преподавателя вуза либо с позиции педагогической деятельности, либо с точки зрения реализации научно-исследовательской деятельности. Нами представлено, что эффективная профессиональная деятельность в современных условиях должна рассматриваться с позиции конкурентоспособности вуза. Современная модель компетенций преподавателя вуза должна ориентироваться на такие виды профессиональной деятельности как преподаватель-педагог, преподаватель исполнитель образовательных и научных функций, преподаватель как создатель конкурентного преимущества вуза.
преподаватель вуза, компетенции, компетентностный подход, модель профессиональной компетентности, эффективная профессиональная деятельность.
Изменение принципов деятельности и целевых функций современного российского университета требует формирования новых качественных характеристик профессорско-преподавательского персонала, поэтому воспроизводство кадрового потенциала вуза нельзя рассматривать исключительно как процесс восполнения поколений профессорско-преподавательского персонала. В докладе «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» говорится о радикальном изменении роли преподавателя: от монополиста в передаче и интерпретации необходимого знания к педагогу-исследователю, воспитателю, консультанту, руководителю проектов, в труде которого творческие компетенции преобладают над дидактикой [1, с. 15]. По сути, речь идет не о переориентации или освоении новых функций преподавателя, а о трансформации или формировании принципиально новой поведенческой модели главного субъекта образовательной деятельности современного вуза.
Трансформация требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза подтверждает актуальность создания современной модели компетенций. Готовность преподавателя быть активным субъектом деятельности вуза связана с формированием определенных моделей поведения, представляющих собой сочетание компетентности, способностей (таланта) и мотивации, детерминирующей профессиональные и личностные приоритеты, ценностно-смысловые доминанты в отношении к выполняемой работе, студентам, коллегам, руководству и вузу как месту реализации своих профессионально-личностных качеств. Именно поведенческие модели сотрудников и руководителей становятся главным фактором долгосрочной конкурентоспособности вуза, поэтому основной целью нашего исследования стал сравнительный анализ существующих подходов к построению эффективной поведенческой модели современного преподавателя вуза.
Компетентность преподавателя оказывает прямое влияниена его продуктивность, а достижения, в свою очередь, способствуют формированию мотивации к личностному профессиональному росту и развитию. Точно так же можноувидеть обратную связь: от достижений к высокой продуктивности и повышению компетентности. И здесь очень важно, чтобы все элементы потенциала преподавателя развивались в направлении развития вуза, повышения его конкурентоспособности.
1. Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И. и др. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1–3 апреля 2008 г. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. 39 с.
2. Черепкова Т.Н., Шевцова Е.В. Профессионализм преподавателя высшей школы в контексте современной образовательной парадигмы // Философия образования 6(39) 2011. — С. 128.
3. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 2. — С. 29–37.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
5. Ходенкова О.П. Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modelklyuchevyh-kompetentsiy-prepodavatelya-vuza-formiruemayapod-vliyaniem-poslevuzovskogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2016).
6. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prepodavatelya-vysshey-hkolykompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 16.03.2016).
7. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Человеческий и образовательный капитал преподавателей вузов // Человеческий и образовательный капитал преподавателей вузов. Экономика образования. 2008. № 4. С. 65–87.
8. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87–119.
9. Макарова Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Т. 5. № 77. С. 101–110.
10. Сидорина М.С., Малькина О.В. Научно-исследовательские Компетенции преподавателя вуза в контексте реформирования высшей школы // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskie-kompetentsiiprepodavatelya-vuza-v-kontekste-reformirovaniya-vyssheyshkoly (дата обращения: 10.03.2016).
11. Митяков С.Н., Шмряев М.В., Яковлева Н.Н., Макарова Е.А. Управление человеческим капиталом технического вуза: модель профессиональной компетентности преподавателя // Инновации. 2013. № 7 (177). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-chelovecheskim-kapitalomtehnicheskogo-vuza-model-professionalnoy-kompetentnostiprepodavatelya (дата обращения: 10.03.2016).
12. М.Г. Минин, Э.Н. Беломестнова, Г.Ф. Бенсон, В.С. Паканова. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 21–29.