В настоящее время усиливается конкуренция между высшими учебными заведениями, что вызывает необходимость выстраивания ими эффективных маркетинговых стратегий. Основой этой деятельности является исследование факторов, определяющих спрос на услуги высшего образования. Представляемая статья посвящена изучению целей, которые ставят абитуриенты при поступлении в вуз, и факторов выбора, которые влияют на них при этом. В статье представлен анализ предыдущих работ в этой сфере и приведены результаты проведенного авторами маркетингового исследования. Результаты исследования говорят о том, что нынешние абитуриенты более рациональны при выборе вуза и направления подготовки по сравнению со своими предшественниками, стремятся к приобретению профессиональных знаний, можно также отметить, что растет количество учащихся, желающих заняться предпринимательской деятельностью.
маркетинг, маркетинговые исследования, потенциальные потребители образовательных услуг
В маркетинговых исследованиях сферы образования основным направлением должен быть анализ потребителей, их сегментирование, исследование их поведения и предпочтений при выборе образовательных услуг. Особое внимание должно быть уделено сегментам учащихся, абитуриентов, студентов. Углубленное изучение именно этих сегментов даст возможность образовательным учреждениям лучше понять своих реальных и потенциальных потребителей, и на основе этого профессионально и грамотно выстроить собственные маркетинговые стратегии, ориентированные на их интересы.
Существует множество работ, посвященных исследованию факторов, определяющих спрос на услуги высшего образования, влияющих на выбор профессии, трудоустройство, профессиональную мобильность.
Как утверждают исследователи возглавляемой С.В. Кульневичем группы [1], существенно изменились ценностные ориентации абитуриентов. Преобладающие сегодня ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ в., — тип «исполнителя». Отмечается возникновение таких качеств, как: чувство ответственности, более высокая требовательность к себе и своему делу, стремление понять смысл и пользу знаний, а только потом браться за их изучение.
1. Кульневич С.В., Мигаль В.И., Мигаль Е.А., Гончарова В.И. Управление современной школой. Выпуск 7: Образовательный маркетинг в школе. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. — 192 с.
2. Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор [Текст] / А.С. Запесоцкий // Социологические исследования. — 2006. — №12. — С. 98–104.
3. Лисаускене М.В. Поколение next — прагматичные перфекционисты или романтики потребления? / М.В. Лисаускене //Социологические исследования. — 2006. — №4. — С. 105–110.
4. Собкин В.С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников / В.С. Собкин // Социологические исследования. — 2006. — №8. С. 106–115.
5. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / О. Богословская // Высшее образование в России. — 2006. — № 5. — С.44–47.
6. Галеева Р.Б. Изучение предпочтений потенциальных потребителей [Текст] / Р.Б. Галеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — №2, — 2007 — С. 35–42.
7. Галеева Р.Б. Маркетинговое исследование вузовского сектора рынка образовательных услуг. Ч. 1 / Р.Б. Галеева // Маркетинг. — 2010. — № 4 (113). — С. 118–127.
8. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов / Л.Г. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 5 (49). — С. 48–58.
9. Ендовицкий Д. Маркетинговый анализ потребительских предпо чтений / Д. Ендовицкий, О. Олейникова // Высшее образование в России. — 2008. — № 4. — С. 74–80.
10. http://www.reitor.ru/ru/observatory/recearch/index.php?id19=790
11. Рыченков М.В. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами на различных этапах процесса поступления. / М.В. Рыченков, И.В. Рыченкова, В.С. Киреев // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — С. 25–37.