В процессе получения профессионального инклюзивного образования люди с инвалидностью сталкиваются со многими трудностями – социальными барьерами. Авторами анализируется влияние социально – психологического барьера, такого как негативное отношение людей без инвалидности к инвалидам, так как зачастую именно это «отношение» препятствует профессиональному становлению людей с ОВЗ. В рамках исследований научной школы «Инклюзивное профессиональное образование инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы» было выявлено, что студенты с инвалидностью считают себя конкурентоспособными по отношению к «здоровым» в образовательной инклюзивной среде, но трудоустройство вызывает у них страх, сомнения в своих возможностях. Причем студенты первой группы инвалидности гораздо меньше идентифицируют себя с профессиональным становлением, большей частью надеясь на социальные пособия и льготы. Студенты второй группы инвалидности осознают необходимость трудоустройства и стремятся к профессиональной реализации. Результат обучения зависит, в том числе, и от отношения к процессам жизнедеятельности самих людей с инвалидностью.
интеграция, инклюзивное образование, социально-психологические барьеры, люди с инвалидностью
1. Александрова Е.В. Адаптивная физическая культура и спорт как фактор профессионально-ориентированной социализации студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы: дисс. … канд. социол. наук. – Ростов н/Д., 2014.
2. Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013.–№4. –С.14– 20.
3. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. – М.: ГУ-ВШЭ, 1999.
4. Крятова Н.В., Павленко М.А. Определение места инвалидов в социальной структуре // Вестник ВГУ. – 2011. – №7 – 13. – Том 1. – С. 162 – 166.
5. Райдугин Д.С. Инклюзия и инклюзивное образование: конфликт интерпретаций // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – №2. – С.130 – 141.
6. Carr L., Dark P., Kuno K. Disability Equality Training. Action for Change. – URL: http://www.un.org/disabilities/documents/egms/2015/Kenji_Kuno_Change.pdf. (дата обращения: 6.05.2016).
7. Disability and rehabilitation. – URL: http://www.who.int/disabilities/en/. (дата обращения: 15.06.2016).