СИСТЕМА «ВЫРАЩИВАНИЯ» ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен новый подход к работе с одаренными детьми — «выращивание» одаренности на основе методологии общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) и деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Предложен инновационный комплекс технологических и дидактических средств выращивания одаренности у каждого учащегося с позиций непрерывности образовательного процесса, а также результаты практической апробации данного комплекса в общеобразовательных школах разного типа (на примере выращивания математической одаренности).

Ключевые слова:
одаренность, одаренные дети, выращивание одаренности, выявление одаренности, самоизменение, умение учиться, деятельностный метод обучения
Текст

Успех любого человека (а значит, и общества в целом) в эпоху постиндустриальной экономики напрямую связывается с его интеллектуальным ресурсом, способностью находить нестандартные решения задач и проблем, планировать свою деятельность, доводить принятые решения до исполнения, рефлектировать, работать в команде. Именно поэтому такое большое внимание в последние годы в нашей стране уделяется формированию у школьников общеобразовательных учреждений деятельностных и коммуникативных способностей, умения учиться, выявлению и поддержке одаренных детей.

Эти тенденции закреплены в современной нормативной базе образования (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и др.), находят отражение в системе государственных мероприятий и практике работы школ. В частности, за последние 5–6 лет в системе повышения квалификации учителей:

  • актуализирован и активно обсуждается наработанный педагогический инструментарий так называемой «активизации деятельности» учащихся (личностно ориентированный и деятельностный подходы, проблемный диалог, групповые формы работы и пр.);
  • разрабатываются и постепенно внедряются новые методы обучения (метод проектов, метод портфолио, метод кейсов, исследовательский метод и др.);
  • создаются образовательные центры, ориентированные на раннее выявление и поддержку талантливых детей;
  • активно развивается олимпиадное движение, дополнительное образование.
Список литературы

1. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.

2. Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т. 1 Стратегии в пространстве макроуправления. — М., 2004. (Энциклопедия управленческих знаний)

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Как научить учиться: технология деятельностного метода в системе непрерывного образования (детский сад — школа — вуз) // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 2.

4. Анисимов О.С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавателя в учебном процессе. — М.: ЦНТИ, 1990.

5. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. — М.: АПК и ППРО : УМЦ «Школа 2000...», 2006.

6. Л.Г. Петерсон и др. Деятельностный метод обучения: Построение непрерывной сферы образования. — М.: АПК и ППРО, 2007.

7. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. — Киев: Радянська школа, 1979.

8. Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В., Агаханов Н.Х. и др. УМК «Учусь учиться» по математике для 1–9 классов (программы, учебники, эталоны, методические рекомендации для учителей, рабочие тетради, сборники самостоятельных и контрольных работ, CD со сценариями уроков для учителей). — М.: Ювента, 2016.

9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. и др. Курс математического развития «Игралочка», части 1–4 для детей 3–7 лет (программы, учебные пособия для детей, методические рекомендации для учителей, демонстрационный материал, раздаточный материал). — М.: Ювента, 2016.

10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. УМК «Мир деятельности» для 1–4 классов начальной школы (программа, учебное пособие, разрезной материал, эталоны, методические рекомендации для учителей, демонстрационный материал, CD с рабочими материалами). — М.: Ювента, 2016.

11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Комплексный педагогический мониторинг процесса формирования универсальных учебных действий в начальной школе: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: НОУ Институт СДП, 2016.

Войти или Создать
* Забыли пароль?