Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents a new approach to the work with talented children — “training” of giftedness on the bases of methodology of the general theory of activity (G.P. Shchedrovitsky, O.S. Anisimov, etc.) and activity method (L.G. Peterson). The article describes a range of innovative technical and didactic tools, which help in growing of each student’s talent, based on the continuity of the educational process, it also presents the practical testing results of mentioned tools in various types of secondary schools (e.g. training of mathematical genius).
talent, talented children, growing of talent (talent management), talent identifi cation, self-transformation, the ability to learn, activity educational method
Успех любого человека (а значит, и общества в целом) в эпоху постиндустриальной экономики напрямую связывается с его интеллектуальным ресурсом, способностью находить нестандартные решения задач и проблем, планировать свою деятельность, доводить принятые решения до исполнения, рефлектировать, работать в команде. Именно поэтому такое большое внимание в последние годы в нашей стране уделяется формированию у школьников общеобразовательных учреждений деятельностных и коммуникативных способностей, умения учиться, выявлению и поддержке одаренных детей.
Эти тенденции закреплены в современной нормативной базе образования (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и др.), находят отражение в системе государственных мероприятий и практике работы школ. В частности, за последние 5–6 лет в системе повышения квалификации учителей:
- актуализирован и активно обсуждается наработанный педагогический инструментарий так называемой «активизации деятельности» учащихся (личностно ориентированный и деятельностный подходы, проблемный диалог, групповые формы работы и пр.);
- разрабатываются и постепенно внедряются новые методы обучения (метод проектов, метод портфолио, метод кейсов, исследовательский метод и др.);
- создаются образовательные центры, ориентированные на раннее выявление и поддержку талантливых детей;
- активно развивается олимпиадное движение, дополнительное образование.
1. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost´.. Psikhologiya individual´nykh razlichiy. — M.: izd-vo Mosk. un-ta, 1982.
2. Anisimov O.S. Metodologicheskiy slovar´ dlya strategov. T. 1 Strategii v prostranstve makroupravleniya. — M., 2004. (Entsiklopediya upravlencheskikh znaniy)
3. Peterson L.G., Kubysheva M.A. Kak nauchit´ uchit´sya: tekhnologiya deyatel´nostnogo metoda v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (detskiy sad — shkola — vuz). Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2014. — № 2.
4. Anisimov O.S. Refleksivno-myslitel´naya kul´tura prepodavatelya v uchebnom protsesse. — M.: TsNTI, 1990.
5. L.G. Peterson, Yu.V. Agapov, M.A. Kubysheva, V.A. Peterson. Sistema i struktura uchebnoy deyatel´nosti v kontekste sovremennoy metodologii. — M.: APK i PPRO : UMTs «Shkola 2000...», 2006.
6. L.G. Peterson i dr. Deyatel´nostnyy metod obucheniya: Postroenie nepreryvnoy sfery obrazovaniya. — M.: APK i PPRO, 2007.
7. Sukhomlinskiy V.A. Sobranie sochineniy v 5 tomakh. T. 4. — Kiev: Radyans´ka shkola, 1979.
8. Peterson L.G., Dorofeev G.V., Agakhanov N.Kh. i dr. UMK «Uchus´ uchit´sya» po matematike dlya 1–9 klassov (programmy, uchebniki, etalony, metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, rabochie tetradi, sborniki samostoyatel´nykh i kontrol´nykh rabot, CD so stsenariyami urokov dlya uchiteley). — M.: Yuventa, 2016.
9. Peterson L.G., Kochemasova E.E. i dr. Kurs matematicheskogo razvitiya «Igralochka», chasti 1–4 dlya detey 3–7 let (programmy, uchebnye posobiya dlya detey, metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, demonstratsionnyy material, razdatochnyy material). — M.: Yuventa, 2016.
10. Peterson L.G., Kubysheva M.A. i dr. UMK «Mir deyatel´nosti» dlya 1–4 klassov nachal´noy shkoly (programma, uchebnoe posobie, razreznoy material, etalony, metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, demonstratsionnyy material, CD s rabochimi materialami). — M.: Yuventa, 2016.
11. Peterson L.G., Kubysheva M.A. i dr. Kompleksnyy pedagogicheskiy monitoring protsessa formirovaniya universal´nykh uchebnykh deystviy v nachal´noy shkole: Nauchno-metodicheskoe posobie / Pod red. L.G. Peterson. — M.: NOU Institut SDP, 2016.