В статье обоснована своевременность создания научной школы государственного управления и политики, обозначены важнейшие направления и проблематика исследования государственного управления, методологические подходы, аргументирована целесообразность всестороннего и глубокого анализа государственного управления как системы, сущности ее как политико-административного явления.
государственное управление, система, государственно-политическое управление, государственно-административное управление, политика и администрирование, публичное управление, управление изменениями.
Об актуальности создания новой научной школы
Когда в середине 1990-х гг. в стране созрел замысел создания новой формации государственного управления взамен исчерпавшей себя административно-командной практики [1], стало понятно значение институциализации новой отрасли управленческого знания и подготовки профессиональных кадров государственной службы. Тогда в нашем учебном заведении – уникальном и единственном в своем роде Институте управления – была открыта специальность и создана первая в высшей профессиональной школе России кафедра государственного управления, выпускающая молодых специалистов. Во весь рост встала задача развивать теорию государственного управления, найти для нее специфическую нишу в системе социального и гуманитарного знания [2].
Создать новую область знания – значит обеспечить условия для консолидации интеллектуального сообщества, в определенной мере автономного от уже имеющихся по соседству научных школ и сообществ, способных поглотить и ассимилировать новый «сгусток» исследовательской активности. Сегодня мы имеем такую ситуацию, когда государственное управление как отрасль знания живет не самостоятельно, а «снимает угол» в квартирах политической науки, экономики, социологии, юриспруденции. Актуальным является «конструирование» государственного управления как области науки. Для этого необходимо выстроить ее собственную когнитивную структуру, оформить свой понятийный аппарат и профессиональный язык, определить критерии отбора значимых фактов, позволяющих обосновать современную парадигму государственного управления и государственной политики, освоить собственный арсенал познавательных инструментов и методов, создать внутреннюю систему коммуникации.
1. Порядок во власти – порядок в стране. Послание Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ 6 марта 1997 г.
2. Глазунова Н.И. О специальности 06.10.00 «Государственное и муниципальное управление» и ее ближайших перспективах // Вестник университета. М.: ГУУ Серия «Государственное и муниципальное управление». 2000. № 1.
3. Кара-Мурза С.Г. Вступительное слово. В кн.: Академик Г.В. Осипов – патриарх социологии. М.: Наука, 2009.
4. Осипов Г.В. Социология и политика. М.: Наука, 1995.
5. Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Социология и государственность: достижения, проблемы, решения. М.: Вече, 2005.
6. Политико-административное управление: Учебник / Под общ. ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.: Изд-во РАГС, 2004.
7. Система государственного управления: Учеб. пособие в 5 кн. М.: ГУУ, 2000.
8. Глазунова Н.И. Государственное управление как система: Монография. М.: ГУУ, 2001.
9. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Лобанов В.В. Основы государственной политики: Справочник. М.: ГУУ, 2008.