КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются изменения концептуальных основ развития частного образования в Украине за последние 20 лет. Выделены этапы развития частного образования (этап становления, этап экстенсивного развития и этап интенсивного развития). Обоснованы основные принципы построения современной стратегии частного учебного заведения. Частным учебным заведениям необходимо готовиться к работе в такой ситуации, когда они должны будут продавать тот вид услуг, который бесплатно доступен для каждого потребителя в государственных учебных заведениях. Основой стратегии поведения не может быть ценовая конкуренция. Главный акцент в стратегии развития учебного заведения следует сделать на обеспечении высокого качества обучения, которое упрощало бы решение проблемы последующего трудоустройства выпускников. Сегодня большие шансы на успех имеют те университеты, которые не ввязываются в конкурентную борьбу на рынке уже существующих образовательных продуктов, а предлагают новые, инновационные услуги. Весьма перспективным является предложение таких образовательных продуктов, которые могут заинтересовать иностранных студентов. Поэтому необходимо создавать англоязычные программы, валидированные европейскими университетами и дающие право на получение двойных дипломов. Современное массовое производство основывается на законах и принципах маркетинга. Поэтому целесообразно говорить об использовании маркетинговых принципов и в реорганизации образования как одной из концептуальных основ его развития. Повышению качества образования в Украине способствовал бы и переход к использованию образовательных сертификатов.

Ключевые слова:
частное высшее образование, стратегия; инновации, маркетинговые принципы управления учебным заведением.
Текст

Современную сферу образования трудно представить без частных учебных заведений. Частные учебные заведения предлагают полный комплекс образовательных услуг, охватывающий все этапы жизни человека: раннее развитие ребенка в детском саду, получение среднего образования, обучение для получения степени бакалавра или магистра, обучение в аспирантуре или докторантуре и защита соответствующей диссертации, последипломное обучение, повышение квалификации в школах бизнеса и даже университеты третьего возраста, где учатся граждане, уже закончившие свою активную трудовую деятельность, но не потерявшие стремления к знаниям. Их деятельность является реальным воплощением принципа «Образование для жизни, образование в течение жизни», ставшего девизом некоторых ведущих учебных заведений Украины. 

Последние несколько лет частное образование в постсоциалистических странах отмечало свое 20-летие: в 2010 г. – в России [7], в 2011 г. – в Польше, в 2012 г. – в Украине. О масштабах негосударственного высшего образования можно судить по количеству частных университетов. Например, в России зарегистрировано почти 450 негосударственных вузов и более 660 их филиалов [6]. В Польше количество частных вузов достигает почти 350. В Украине среди университетов практически каждый третий – негосударственный.

Как свидетельствует официальный сайт Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики, в стране только 25 государственных университетов и более 40 частных [11]. И хотя, как правило, удельный вес обучающихся в частных вузах студентов не превышает 10% от их общего количества, этот общественный феномен состоялся и с ним следует считаться.

Список литературы

1. Астахов В.В. Частное образование в Украине: проблемы и перспективы / В.В. Астахов // Право и образование. 2005. № 6. С. 68–78.

2. Государственная служба статистики Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/ Свободный. Язык рус. (дата доступа: 04.11.2013).

3. Огаренко В.М. Недержавна вища освіта в Україні: перше десятиліття: історичний нарис / В.М. Огаренко. Запоріжжя: РПВ «Видавець», 2000. 164 с.

4. Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант: монография / М-во образования Украины / ХГИ «НУА» / Под общ. ред. В.И. Астаховой. Х., 2000. 464 с.

5. Сидоренко О.Л. Приватна вища освіта: шляхи України у світовому вимірі / О.Л. Сидоренко. X.: Основа, 2000. 256 с.

6. Список неэффективных частных вузов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--90accfdb2byact.xn--p1ai/2012/12/spisok-neeffektivnyxchastnyx-vuzov-rossii/. Свободный. – Язык рус. (дата обращения: 04.11.2013).

7. Частные вузы России отметили двадцатилетие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=29338#.UnpbyHBFCGM. Свободный. Язык рус. (дата обращения 04.11.2013).

8. Чканикова А. Негосударственные вузы: альтернатива или копия? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201300306. Свободный. Заглавие с экрана. Язык рус. (дата обращения: 04.11.2013).

9. Dittrich, K. Private Higher Education Institutions and Quality Assurance / Karl Dittrich, Hannelore Weck-Hannemann [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecaconsortium.net/admin/fi les/assets/subsites/1/documenten/1292941335_eca-paper---privatehigher-education-institutions-and-quality-assurance.pdf. Свободный. Язык англ.

10. Mahsood, S. Chenicheri, S.N., Lorraine, B. Factors infl uencing student choice to study at private higher education institutions / S. Mahsood, S.N. Chenicheri, B. Lorraine // Quality Assurance in Education. 2013. Vol. 21. Iss: 4.Рp. 402–416.

11. State and private institutions of higher education [Электронный ресурс]. Режим дос-тупа: http://www.msmt.cz/eu-and-international-affairs/state-and-privateinstitutions-of-higher-education?lang=2. Свободный. Язык англ.

12. Tolbert, Pamela S. Instit utional Environments and Resource Dependence: Sources of Administrative Structure in Institutions of Higher Education / Pamela S. Tolbert // Administrative Science Quarterly. 1985. № 30 (1). Рp. 1–13.

Войти или Создать
* Забыли пароль?