В статье освещены современные подходы к созданию персональной учебной среды (ПУС) участников образовательного процесса по финансово-налоговым дисциплинам на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), ресурсов и сервисов Интернета. Предмет исследования — определение, содержание, структура и наполнение ПУС преподавателя и обучающихся в контексте развития технологий. Тематика охватывает анализ личной среды как самоорганизующей формы подготовки кадров для финансово-налоговой сферы. Цель работы — выявление основных проблем развития ПУС с учетом требований становления информационного общества, мировых тенденций по формированию прогрессивных технологических укладов. В работе отражены перспективные направления ИКТ в российском образовании до 2030 г., обозначены вызовы современного мира в предметной области. В связи с этим очерчен научно-практический подход к разработке персональной учебной среды: даны определения в узком и широком смыслах; предложена структура ПУС по налоговым курсам. Исследование проведено на основе системного подхода, с использованием методов структурного анализа и синтеза. В итоге сделан вывод о важности построения ПУС участниками образовательного процесса, о необходимости включения в нее потенциала Веб 2.0, облачных, мобильных и других технологий, а также массовых открытых онлайн-курсов. В этом случае ПУС может рассматриваться как инструмент реализации непрерывного профессионального образования в финансово-налоговой сфере. А подготовка креативных кадров является основой перехода российской экономики, и ее части — налоговой системы, на новый прогрессивный технологический уклад.
технологический уклад, образовательная деятельность, финансово-налоговая сфера, персональная учебная среда, налоговые дисциплины, подготовка креативных кадров.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ И ОБРАЗОВАНИЕ
Ход научно-технического прогресса предопределяет смена господствующих в мировой экономике технико-экономических парадигм (англ. techno-economicparadigm). В отечественной науке аналогом этого понятия является термин «технологический уклад» (ТУ), предложенный в 1986 г. Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым и рассматриваемый ими как совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Искомое понятие также определяется как совокупность сопряженных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно; как неравномерный процесс последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств; как несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип.
1. Каблов Е. Шестой технологический уклад [Электронный ресурс] / Е. Каблов. — URL: https://www.nkj.ru/archive/ articles/17800/
2. Агамирзян И.Р. Материалы круглого стола «Национальные приоритеты в технологической сфере». ТЕХНОПРОМ-2013 [Электронный ресурс] / И.Р. Агамирзян. — URL: http:// forumtechnoprom.com/data/files/2.%20Национальные%20 приоритеты%20в%20технологической%20сфере.doc
3. Евстигнеев Е.Н. Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента [Текст] / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 6. — С. 95–100.
4. O’Reilly T. What Is Web 2.0? DesignPatternsandBusiness Models for the Next Generation of Software. — URL: www.oreilly.de/ artikel/web20.html
5. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза [Текст] / В.А. Стародубцев. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 124 с.
6. Measuring the Information Society Report. — URL: http:// www.itu.int/pub/D-IND-ICTOI-2015.
7. The Global Information Technology Report 2015. — URL: http://reports.weforum.org/
8. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов [Текст] / А.В. Слепухин // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 11. — С. 195–205.
9. Вылкова Е.С. Соцопрос в рамках нового метода обучения «Вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач» (ВИРТУОЗ) [Текст] / Е.С. Вылкова // Almamater (Вестник высшей школы). — 2016. – № 4. — С. 21–30.
10. Егорова Ю.А. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа [Текст] / Ю.А. Егорова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 533–538.
11. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет- среде [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.К. Раицкая. — URL: http://eco-anthropology.com/ data/documents/9.-Raickaya-2013.pdf