Орел, Орловская область, Россия
Статья посвящена рассмотрению явления подтекста как способа ор- ганизации повествования и осуществления художественной комму- никации. Роман И.С. Тургенева «Накануне» при этом выступает и в качестве примера совершенного использования подтекста в процессе художественной коммуникации, и в качестве самостоятельного объекта анализа. Рассмотрение всей системы образно-стилистических связей романа с позиции художественного диалога, протекающего между пи- сателем и автором, применение идей Л.С. Выготского об аффективном противоречии как основе эффекта катарсиса, который возникает в ито- ге восприятия художественного произведения, позволяет предложить эстетически и психологически обоснованную интерпретацию смысла романа, противостоящую социологической традиции его оценки, вос- ходящей к Н.А. Добролюбову.
подтекст, художественная коммуникация, дистан- циированный повтор, аффективное противоречие.
Ты читал когда-нибудь русские романы?
Внезапно, после двух встреч, герой
говорит героине: «Я люблю вас». И это правда,
и это ведет повествование прямо
к трагическому концу.
Франсуаза Саган. «Немного солнца
в холодной воде».
Термин «подтекст» широко используется в филологии. Вместе с тем данное слово до сих пор так и не получило однозначного толкования в практике отечественных лингвистических исследований, что, по определению, плохо совместимо со статусом термина. Есть основания предполагать, что подобное положение складывается из-за игнорирования коммуникативной природы явления подтекста, гипостазирования его, наделения качествами абстрактного понятия. На наш взгляд, подтекст должен рассматриваться не как особый художественный прием и не как подразумеваемые «фоновые знания» (при таком подходе подтекст ничем не отличается от пресуппозиции), но как важнейшая составляющая, предпосылка и основа художественной коммуникации.
1. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель; пер. М.Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения: В 4 т. — Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — С. 645–680.
2. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. — М.: Наука, 1981. — 158 с.
4. Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения [Текст] / Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич. — Рига: Зинате, 1990. — 512 с.
5. Сильман Т.Н. Подтекст как лингвистическое явление // Филологические науки [Текст] / Т.Н. Сильман. — 1969. — № 1. — С. 84–91.