Задачи экономической оценки лесов произрастающих на богатых почвенно-экологических условиях особенно актуален для Республики Татарстан, так как лесораститеотные условия представлены преимущественно свежими сураменями и сугрудками. Поставлена цель разработать алгоритм и математические модели динамики таксовой и рыночной стоимости древостоев, необходимых для обоснования выбора целевой древесной породы. Объектом исследования послужила электронная повыдельная база данных лесоводственно-таксационных показателей лесов Предкамья, всеобщие товарные таблицы и ставки за единицу объема древесины на корню. Методика исследования заключалась в последовательной сортировке и систематизации исходных данных по изучаемым параметрам, а также составление математических моделей динамики изучаемых показателей. По результатам исследований был разработан алгоритм выбора целевой древесной породы, обеспечивающей при выращивании наивысший экономический эффект. В свежих сураменях наиболее выгодно выращивать сосняки, а в свежих сугрудках – дубняки. Возраст экономической спелости древостоя, который наступает в момент кульминации значений среднего годичного прироста его таксовой стоимости, для большинства древесных пород гораздо ниже установленных нормативных сроков рубки леса.
древостои, продуктивность, таксовая стоимость, динамика, математические модели, оптимизация.
Задача экономической оценки лесов, т.е. отображения их потенциальной или фактической стоимости в денежном эквиваленте, является центральной в теории и практике лесного хозяйства, поскольку от нее напрямую зависит эффективность деятельности этой отрасли производства материальных благ [10, 12-16]. Объектами оценки могут выступать как единицы административно-хозяйственного подчинения (страны, республики, области, района, лесничества), так и отдельные лесные массивы, различные лесные формации или типы леса (лесорастительных условий). Экономическая оценка лесов дает возможность объективно обосновать выбор целевой древесной породы для лесовыращивания, обеспечивающей получение наивысшего дохода, и целесообразность передачи земель из одного вида пользования в другой.
К решению этой задачи имеется два подхода – затратный и рентный. Первый из них, основанный на определении цены лесных ресурсов исходя из учета реальных вложений труда и средств на их освоение, охрану, восстановление и улучшение, исходит из того, что леса при современном уровне их освоения насыщены трудом, т.е. обладают стоимостью. Современный лес на корню, независимо от того, сколько и когда было затрачено на него овеществленного и живого труда, имеет такую же стоимость, как если бы он был выращен сейчас. Древесина в естественно растущих и в искусственно созданных лесах имеет, исходя из этого положения, одинаковую стоимость. Главным в этом направлении является то, что, признавая невозможность учета фактических затрат за все годы выращивания леса, предлагается все расчеты вести по уровню затрат сегодняшнего дня, т.е. по «восстановительной стоимости». Этот подход к экономической оценке лесов имеет, однако, существенный недостаток, выражающийся в том, что: 1) цена древесного запаса может не покрыть реальных расходов на лесовосстановление; 2) у лесоводов отсутствует стимулы к снижению затрат на лесовосстановление и совершенствование их технологий.
Рентный подход к экономической оценке лесных ресурсов основан на их общественной полезности независимо от того, приложен к ним труд или нет. Лесные ресурсы сами по себе не создают стоимости продукта, которая образуется в результате вовлечения их в производственную деятельность и товарно-денежные отношения. При этом, одни и те же затраты труда и ресурсов дают различный результат при использовании разных по качеству и местоположению ресурсов. Экономическую оценку лесов, согласно этому подходу, проводят на основе лесных такс (корневых цен), представляющих собой установленную государством цену леса на корню, которая в сложившихся экономических условиях может обеспечить наивысший размер дохода. На деле продажа леса на корню производится не по таксам, а по ценам, складывающимся в соответствии со спросом и предложением, так как лес на корню реализуется, как правило, с торгов. Эта сумма хотя и является ценой леса на корню, но не выражает его фактической стоимости и понесенных затрат, а представляет собой дифференциальную ренту, т.е. форму присвоения лесовладельцем части прибыли, созданной рабочими на лесозаготовках и в сфере последующего производственного потребления лесоматериалов. Если считать, что спелый лес на корню, отпускаемый лесозаготовителям, является продукцией лесного хозяйства и имеет ту или иную стоимость, то лесные таксы должны быть признаны разновидностью отпускных цен. Действительную же цену отпускаемого на корню леса можно установить дедуктивным путем, исходя из рыночной цены древесины, для отслеживания которой необходимо проводить маркетинговый мониторинг. Лесные таксы – это компромисс между запросами лесопользователя и лесовладельца [13]. Эксплуатационная ценность лесного участка представляет собой разность между денежной оценкой заготовленной лесопродукции и замыкающими затратами на ее получение [15], которые определяются с помощью экономико-математических методов оптимизации производства и потребления.
1. Баранчугов Е. Г., Иванников С.П. Рекомендации по созданию и выращиванию высокопродуктивных тополевых насаждений в плантационной культуре в условиях Среднего Поволжья. – М: ВНИИЛМ, 1983. – 16 с.
2. Баранчугов Е. Г., Струнина Т.Ф. Исследование тополей в Татарской ЛОС // Пути внедрения достижений науки и техники в практику лесохозяйственного производства. – Казань: ТатЛОС, 1986. С. 25-27.
3. Демаков Ю. П., Смыков А.Е., Гаврицкова Н.Н. Структура, продуктивность и динамика осинников Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. – 2011. – № 2. – С. 24–38.
4. Демаков Ю. П., Симанова А.А. Структура ельников Республики Марий Эл и закономерности распространения елей рода Picea в её лесном фонде // Хвойные бореальной зоны. – 2014. – № 5-6. – С. 29-35.
5. Демаков Ю. П., Исаев А.В., Симанова А.А. Закономерности развития древостоев в сураменях Марийского Заволжья // Сибирский лесной журнал. – 2015. – № 1. – С. 43-57.
6. Демаков Ю. П., Исаев А.В. Закономерности развития древостоев в суборях Марийского Заволжья // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Биология. Науки о Земле. – 2015. – Т. 25. Вып. 2. – С. 58-70.
7. Демаков Ю. П. Казекина А.А. Энергетический потенциал лесных культур Марийского нагорного Предволжья // Лесное хозяйство России: состояние, проблемы, перспективы инновационного развития. – Казань, 2011. С. 50-56.
8. Демаков Ю. П., Пуряев А.С., Мифтахов Т.Ф. Обоснование выбора целевой древесной породы для создания энергетических плантаций в Предкамье Республики Татарстан // Размножение лесных растений в культуре in vitro как основа плантационного лесовыращивания. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. С. 49-56.
9. Лесотаксационный справочник / Б.И. Грошев, С.Г. Синицын, П.И. Мороз, И.П. Сиперович. – М.: Лесная промышленность, 1980. – 288 с.
10. Летягин В. И., Починков С. В. Теоретические основы корневых цен на древесину // Лесное хозяйство. – 1998. – №6 – С. 27-32.
11. Пуряев А. С., Демаков Ю. П. Структура лесов Предкамья Республики Татарстан // Научный журнал Кубанского аграрного университета. – 2014. – № 104 (10). – С. 1-13. http://ej.kubagro. ru/ 2014/10/pdf/061.pdf
12. Русова И. Г. Об оценке лесных ресурсов // Лесное хозяйство. – 2000. – №1. – С. 9-11.
13. Семевский Ф. Н. Теория лесных такс // Лесное хозяйство. – 2000. – № 1. – С. 30-31.
14. Семевский Ф. Н. Лесные таксы должны точно отражать ренту // Лесное хозяйство. – 2000. – № 4. – С. 14-15.
15. Туркевич И. В. Кадастровая оценка лесов. – М.: Лесная промышленность, 1977. – 168 с.
16. Успенский В. В., Самойлов Н. Ф. Экономическая оценка лесов // Лесное хозяйство. 1999. – №3. – С. 10-11.