Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается проблема диалогического общения младших школьников. Обсуждаются особенности учебного диалога и способы его формирования в начальной школе. Описываются условия и средства обучения детей ведению диалога в конфигурациях: «учитель – ученик»; «ученик – ученик(и)»; «ребенок – взрослый(е)». Приводятся примеры заданий, способствующие успешному развитию у детей навыков диалогического общения в учебных и иных ситуациях.
диалогическое взаимодействие; учебный диалог; младшие школьники; условия; средства; коммуникативная грамотность.
ПОНЯТИЕ «ДИАЛОГ»
Рассмотрим проблему формирования навыков ведения диалога, развития коммуникативной грамотности младших школьников в виде самого диалога, который обращен к учителям, родителям учеников, всем заинтересованным читателям. Организатора предлагаемого диалога назовем Автором, вторую сторону собирательного коллективного участника диалога условно обозначим как Собеседника.
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 320 с.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Азбука, 2007. – 36 с.
3. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. – М.: Искусство, 1987. – 350 с.
4. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
5. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
6. Лихачёв Д.С. Без доказательств / Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. – СПб.: Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1996. – 160 с.
7. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН; под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 1979. – 240 с.
8. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 259 с.