ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования восприятия психологического времени как фактора социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Данное исследование является частью проекта авторов по изучению особенностей восприятия физических величин — времени и пространства – у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Его целью является разработка психолого-педагогической методики коррекции восприятия и ориентации во времени и пространстве у лиц с ОВЗ. Для оценки восприятия психологического времени личности были применены методики, отражающие понимание человеком отрезков своей жизни (прошлого, настоящего и будущего). Для представления полученных оценок респондентов авторы разработали свою методику «Шкала оттенков определений», впервые представленную в статье. Результаты проведенных исследований восприятия психологического времени показывают, что лица с ОВЗ и инвалидностью воспринимают временные промежутки своей жизни более негативно, напряженно, в темных тонах, чем лица из условно-здоровой группы. Восприятие своего прошлого связано у лиц с ОВЗ с моментом появления психофизического дефекта (с рождения или приобретенный) и окрашено в их представлении в темные тона как период критических событий в их жизни. Настоящее протекает достаточно монотонно, пассивно, серо. Будущее, как показали результаты исследования, является самым светлым, полным надежд на улучшение своего положения и состояния периодом. Восприятие периодов жизни и психологического времени личности отражается на его социальной адаптации, осложняя этот процесс для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова:
психологическое время личности, лица с ОВЗ и инвалидностью, социальная адаптация, восприятие времени.
Текст

Восприятие и осознание времени являются факторами ориентации и социальной адаптации человека в окружающей действительности.

Список литературы

1. Головаха Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. — Киев: Наукова думка, 1984. — С. 88–94.

2. Климова Е.М. Межгрупповая адаптация и психологическое время [Текст] / Е.М. Климова // Вестник. — 2014. — № 4. — С. 65–72.

3. Кузнецов О.Н. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека [Текст] / О.Н. Кузнецов, А.И. Алехин, Т.В. Самохина, Н.И. Моисеева // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С. 140–144.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Academia, 2004. — 164 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

6. Методика семантического дифференциала времени [Электронный ресурс]. — URL: http://psylab.info/

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2009. — 12 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Academia, 1998. — 54 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

10. Филиппова М.М. Э.М. Кант: его жизнь и философская деятельность [Текст] / М.М. Филиппова. — СПб.: Типография и хромолитография, 1983. — 60 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?