В настоящее время при формулировании антикоррупционной политики международные орга-низации и правительства многих стран уделяют все большее внимание возможным подходам к оценке коррупционных рисков. Оценка рисков нередко преподносится как один из эффективных предупреждающих механизмов противодействия коррупции и как способ обеспечить соответствие разрабатываемых антикоррупционных мер реальным коррупционным схемам в конкретной стране. Вместе с тем отсутствует единая методология, которая позволила бы осуществлять система-тическую оценку коррупционных рисков. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией демонстрирует необходимость выявления потенциальных «коррупциогенных» факторов, определения функций государственного управления, наиболее подверженных риску возникновения коррупции в конкрет-ном государственном органе. Проведение подобного анализа коррупционных рисков необходимо для дальнейшей разработки антикоррупционного законодательства, создания и имплементации подходящей антикоррупционной стратегии. В статье отмечается, что изучение подходов к оценке рисков, разработка и внедрение методологии оценки в последнее время приобретают особую акту-альность в России.
коррупционные риски, антикоррупционная политика, органы государственной власти, проблемы противодействия коррупции, коррупциогенные факторы
1. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. - М.: Наука, 2000.
2. Дуглас М. Риск как судебный механизм // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. -1994.− Вып. 5. – С. 242–249.
3. Круи М. Основы риск-менеджмента. – М.: Юрайт, 2011.
4. Луман Н. Понятия риска // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1994. − Вып. 5. – С. 135–160.
5. Махтаев М.Ш. Криминалистическое и криминологическое предупреждение преступле-ний в системе предупреждения преступности. Их соотношение// Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко. Тезисы выступлений. − М.: МАКС-Пресс, 2004.
6. Потомский В.В. Типология основных антикоррупционных стратегий государства // Вестник государственного и муниципального управления. –2016. – № 3. – С. 32–35.
7. Саймон Г. Поговорки управления. Классики теории государственного управления: Американ-ская школа. / Под ред. Дж. Шафритца, А.Хайда. – М., 2003.
8. Чепляев В.Л., Бондаренко О.И., Падалка Е.А. Разработка методики нормирования государственных услуг // Власть. − 2012. - №12. − С. 92–95; Fekete A. Safety and security target levels: Opportunities and challenges for risk management and risk communication, 2012; Aven T. On some recent definitions and analysis frameworks for risk, vulnerability, and resilience, 2011.
9. Шедий М.В. Коррупция как социальное явление: теоретико-методологические аспекты исследования : монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2011.
10. Шедий М.В. Ценности как фактор развития корпоративной культуры государственной службы: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06.– Курск. – 2004.
11. Aven T. On How to Approach Risk and Un-certainty to Support Decision-Making // Risk Man-agement. 2004. Vol. 6(4). – P. 27–39.
12. Clarke R. Situational crime prevention: suc-cessful case studies. Albany. Harrow and Hes-ton.1997.
13. The Situational Analysis of Crime and Devi-ance Authors: Christopher Birkbeck and Gary La-Free//Reviewed works. 1993. –Vol.19.– P.113–137.