Pассмотрены педагогические приемы активизации учебного процесса, способствующие формированию управленческих компетенций у студентов экономических специальностей ссузов. Представлены результаты использования активных методов в учебном процессе.
компетенции; управленческая компетентность; активные методы обучения; студенты ссузов.
Очень часто возникает вопрос: в какой мере имеющиеся концепции методов обучения и связанная с ними практика обучения обеспечивают достижение основных целей обучения?
История образования свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с социальными целями и мировоззрением. При феодализме единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно схоластических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний на практике. На современном этапе первые две задачи дополнились новой – целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность студентов, их умения приобретать и творчески применять на практике новые знания.
Довольно часто возникает вопрос, в какой мере имеющиеся концепции методов обучения и связанная с ними практика обучения обеспечивают достижение основных целей обучения?
Современное обучение требует и новых технологий. Основные направления организации обучения хорошо сформулированы О.С. Виханским в предисловии к книге М. Педлера «Практика обучения действием»:
- от пассивного обучения (обучающий – слушатель, усваивающий) к активному обучению, при котором участник процесса обучения – активный творец знаний, решений;
- от изучения отдельных тем и вопросов к интегрирующему обучению в контексте изучаемого предмета;
- перенос акцента с поиска «правильных» ответов на развитие умения анализировать ситуацию и решать проблему;
- от контроля за учебным процессом со стороны преподавателя к контролю достижения целей обучения со стороны слушателя;
- от преподавателя-ментора и наставника к преподавателю, создающему обучающее пространство, среду для творчества;
- от длительных программ обучения к модульным программам, содержащим короткие интенсивные и целостные курсы-модули;
- от пассивных лекций и семинаров к активным методам обучения;
- от жестко структурированных программ к гибким программам обучения, позволяющим выстраивать траекторию индивидуального развития обучающихся.
Среди педагогических приемов активизации процесса обучения особое место принадлежит дидактической игре, представляющей собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста.
В развитие этих вопросов в НОУ СПО «Красногорский экономико-правовой техникум» ежегодно проводится конференция «Роль предприятий малого бизнеса в экономике России», где студенты-выпускники 3 курса, обучающиеся по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), представляют свои модели предприятия. Перед студентами ставится задача – подготовить презентацию создания своей фирмы с расчетами и показателями ее финансово-экономической деятельности. Именно студенты, обучающиеся на последнем курсе, готовят презентацию, так как они уже проходили практику на предприятиях и имеют определенные знания, навыки и умения, ознакомились с ситуациями, связанными с производством.
1. Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1986.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
5. Гаррат Б. Сила обучения действием. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера; пер. с англ. под ред. О.С. Виханского. – М.: Гардарики, 2004.
6. Гоулман Д., Бойцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
8. Погребная Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения. – М., 2003.