г. Москва и Московская область, Россия
Педагогической праксиологией1 как теорией педагогической деятельности и интегративной практикоориентированной областью педагогического знания выработаны ряд подходов и механизмов организации образовательной деятельности, позволяющих повысить уровень ее эффективности и результативности. Разработаны модели и описаны опыты применения праксиологического подхода, главный смысл которого заключается в повышении уровня соответствия образовательной деятельности её целеполаганию (в применяемых методах и используемых ресурсах) как в общей школе, так и в профессиональной. В частности, интерес представляют, на наш взгляд, дифференцированные по уровню решаемых задач модели праксеологизации образовательной деятельности (А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, В.С. Федотова, 2012), исследования применения праксиологического подхода в организации практической профессиональной подготовки и при оценке её эффективности (Н.Б. Авалуева, Ю.В. Воронина, Н.Л. Галеева, Т.Н. Третьякова и др.). Термин «праксиологизация» как производный от «праксиология» и «праксиологический» введён в научный оборот и используется рядом российских учёных: Е.Н. Михайловой, Е.Е. Семченко, Ж.Н. Ахатовой. Анализ российских и зарубежных публикаций вместе с тем показал, что в настоящее время недостаточно отражены результаты применения праксиологического подхода в профессиональном туристском образовании в контексте его модернизации, одной из основных задач которой является актуализация содержания. Таким образом, была сформулирована проблема отсутствия научного описания практики применения праксиологического подхода в модернизирующемся образовательном процессе в контексте развития профессионального туристского образования. В связи с этим авторами статьи были проведены исследования и обобщены результаты лонгитюдного педагогического эксперимента, целью которого была апробация праксиологического подхода к формированию содержания образования в профильном образовательном учреждении (колледж и вуз туризма). Объектом исследования являлись результаты применения праксиологического подхода к формированию и реализации образовательных программ обучающихся в экспериментальных и контрольных группах по направлению подготовки «Туризм», предметом – педагогические новообразования, сформировавшиеся в ходе эксперимента. Содержание праксиологизации как механизма модернизации было сведено к имплементации отраслевого содержания в содержании образования, применении квази-профессиональных образовательных ресурсов и организационных форм, индивидуализации образовательных траекторий. Как результат применения праксиологического подхода были выявлены педагогические новообразования обучающихся, анализ которых позволяет сделать вывод об эффективности применённого подхода.
праксиологизация профессионального туристского образования
1. Абдулатипова Э.А. Подготовка будущего менеджера по туризму в Республике Дагестан /Э.А. Абдулатипова, А.Х. Чупанов, Д.М. Маллаев //Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. C. 25–29.
2. Авалуева Н.Б. Праксеологический подход к пониманию результативности и эффективности воспитательной деятельности //Воспитание. Научные дискуссии и исследования: Сб. науч. тр. /Под ред. Е.В. Титовой. СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 121–127.
3. Воронина Ю.В. Использование праксеологического подхода в системе повышения квалификации педагога// Педагогическое образование и наука. № 2, 2008. C. 35–38.
4. Галеева Н.Л. Система дополнительного профессионального образования как ресурс исследования образовательных систем: праксеологический подход // Педагогическое образование и наука. 2015. № 5. С.72–77.
5. Зуев П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.
6. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации. // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4–17.
7. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.Праксиологизация как механизм актуализации содержания профессионального туристского образования.
8. Котарбиньский Т. Развитие праксиологии // Польское обозрение. 1962. № 12.
9. Ленглер О.А. Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся // Актуальные задачи педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Чита, февраль 2013 г. Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. С. 110–113.
10. Лукашеня З.В. Реализация праксеологического подхода к организации непрерывной технологической подготовки средствами консалтинга // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXXII международных психоло-гопедагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. С. 230–236.
11. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 28–29.
12. Михайлова Е.Н. Исследовательская деятельность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции пракселогического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2009. Вып. 6 (84). С. 5–8.
13. Михайлова Е.Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2006. Вып. 10 (61). С. 25–27.
14. Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе //Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 76–87.
15. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма. Т. 8. 2014. № 2. С. 49–55.
16. Третьякова Т.Н., Бай Т.В. Компетентностный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы бакалавров туризма // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4 (37). С. 177–178.
17. Третьякова Т.Н., Казанцева А.Н. Праксеологический подход к туристскому образованию // В сборнике: Современные проблемы науки туриндустрии. Челябинск, 2016. С. 186–190.
18. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальні проблеми економіки. 2015. Т. 166. № 4. С. 327–330.
19. Чупанов А.Х. Использование тренинговых технологий в подготовке будущего менеджера туризма/ Э.А. Абдулатипова, А.Х. Чупанов А.Х., Д.М. Маллаев/ Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (34). С. 22–27.
20. Чупанов А.Х. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды /Т.А. Матафонова, А.Х. Чупанов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 113–115.
21. Breidenstein Georg (2013): Schulkinder zwischen Peer-Kultur und Unterrichtsanforderungen oder: Wortsymbole kleben in der Morgensonne. In: Wannack, E. u.a. (Hrsg.): 4- bis 12-Jährige – ihre schulischen und außerschulischen Lern- und