Самара, Самарская область, Россия
Цель данной статьи показать особенности и возможности процедуры медиации в сфере трудовых отношений как новой формы управления конфликтными ситуациями. Эффективное разрешение конфликтов является одной из важнейших составляющих управленческих решений, механизмов регулирования трудовых споров в организациях. В современных условиях наибольшую актуальность приобретает профессиональное разрешение конфликтов с помощью медиативной процедуры. Медиация представляет собой сочетание определенных целенаправленных видов деятельности руководителя, каждая из которых рассмотрена в рамках данной статьи. Приведен пример трудового конфликта, который определяется несовпадением противоречивых и специфических интересов работника с интересами управленческого персонала. Эти противоречия затрагивают практически все аспекты социально-трудовых отношений в организации. Вместе с тем работодатель может быть заинтересован в предотвращении разрастания конфликта. И это хорошая рациональная основа для проведения медиативных процедур при разрешении возникших разногласий между работником и работодателем.
медиация, конфликты, трудовые споры, работодатель, переговоры, медиативная процедура, компетенция.
В статье «Медиативная компетенция руководителя как инструмент эффективного управления персоналом» (№ 2(11)/2014) была рассмотрена модель менеджмента конфликтов как новая форма управления конфликтными ситуациями, ориентированная на развитие организации.
1. Гурней Б. Введение в науку управления [Текст] / Б. Гурней. – М.: Прогресс, 1969. – С. 430.
2. Орлова Л.В. Медиативная компетенция руководителя как инструмент эффективного управления персоналом [Текст] / Л.В. Орлова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2014. – № 2 (11). – С. 25–29. – DOI 10.12737/3529
3. Сколько стоит конфликт [Электронный ресурс] // URL: http://lady.tochka.net/48211-skolko-stoit-konflikt (дата обращения: 03.04.2017).
4. Орлова Л.В. Особенности применения медиации как технологии урегулирования конфликтов [Текст] / Л.В. Орлова // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. – Самара. – 2012. – № 2 (9). – С. 45–49.
5. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4162.
6. Регулирование трудовых споров посредством медиации [Электронный ресурс] // URL: http://sdamzavas.net/1- 49356.html (дата обращения: 03.04.2017).
7. Орлова Л.В. Медиативный подход при разрешении трудовых споров [Текст] / Л.В. Орлова // Актуальные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга: Сборник материалов конференции (г. Самара, 20 марта 2017 г.). – Самара: СИУ, 2017. – С. 188–198.
8. Шейнов В.П. Как управлять другими; как управлять собой. Искусство менеджера [Текст] / В.П. Шейнов. – 2-е изд., доп. – Минск, 2006. – С. 89–93.
9. Анита фон Хертель. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в Вашей жизни [Текст] / Анита фон Хертель; пер. с нем. Н. Бабичевой. – СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. – 272 с.
10. Сталберг Дж. Третий голос. Успешная медиация конфликта [Текст] / Дж. Сталберг, Л. Лав. – М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2014. – 224 с.
11. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов [Текст] / Г. Шварц; пер. с нем. Л. Конторовой. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 296 с.
12. Mediation Training Institute, Conflict Transformation: A vision and skills for peacemaking and conflict resolution in our daily lives (Mediation Training Manual), Mennonite Conciliation Service, Akron, PA (USA) 1988.