Анапа, Россия
Анапа, Краснодарский край, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Статья посвящена анализу социально-педагогических предпосылок становления кадетского образования и появления девочек-кадет в системе российского образования. Рассматриваются реформы советского образования послереволюционного периода и особенности социального воспитания. На примере оборонно-спортивных организаций представлен опыт военно-патриотического воспитания молодёжи и создание социально-педагогической среды всеобщего военно-патриотического и физического воспитания подрастающего поколения в довоенный период в СССР. Отмечена роль военно-спортивных и военизированных игр как эффективного средств военно-патриотического воспитания школьников. Сформулированы социально-педагогические предпосылки обучения девочек-кадет в российской системе образования.
военно-патриотическое воспитание, девочка-кадет, социально-педагогические предпосылки.
Характерной особенностью сегодняшней российской системы образования является присутствие в ней кадетских корпусов и кадетских классов, где обучаются девочки-кадеты. Появлению этого феномена российская система образования обязана распоряжению Президента РФ «О создании образовательных учреждений — кадетских школ и кадетских школ-интернатов» (1997 г.), которое открыло возможность поступления девочек в кадетские школы и корпуса. История образования, по крайней мере, в России впервые получила пример обучения девочек в военизированных учебных заведениях не профессионального, а предпрофессионального уровня.
Рассматривая предысторию обучения девочек в кадетских учебных заведениях, исследователи обычно связывают ее с историей женского образования и участия женщин в армейских подразделениях и женщин-военнослужащих. Такому походу посвящено достаточно исследований, как и описанию социокультурной ситуации в дореволюционной России, способствующей раскрепощению женщин и получению ими права получать профессии, ранее считавшиеся сугубо мужскими. Мы же предлагаем рассмотреть возникновение кадетских учебных заведений и классов, где обучаются девочки-кадеты с точки зрения социально-педагогических условий, сложившихся в советский период истории России.
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО: История ГТО [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gto.ru/history (дата обращения: 6.02.2017).
2. Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 гг.: организационные и идеологические аспекты [Текст] / Е. Ю. Быкова // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 179–189.
3. Ермак М.А. Предпосылки и становление женского образования в России (дореволюционный период) [Текст] / М.А. Ермак // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III Всероссийской науч.-практич. конф. (25–26 октября 2016 г.) / Анапский филиал ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — Краснодар: Юг, 2016. — С. 27–29.
4. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Федорова Т.Н. Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты) [Электронный ресурс] // Теоретический журнал CREDO NEW. — URL: http://www.credo-new.narod.ru/credonew/04_03/10.htm (дата обращения: 05.03.2017).
5. Писанина Т.В. Социальное воспитание в теории и практике отечественной средней школы второй половины ХIХ века [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Писанина. — Ярославль, 2000. — 16 с.
6. Штылёва Л.В. Развитие педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании (XVIII — начало ХХI в.) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.В. Штылёва. — Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2013. — 47 с.