Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлен обзор метапредметных и межпредметных понятий, входящих в образовательное пространство предметов социально-гуманитарного цикла (история, география, обществознание), а также основные подходы к пониманию данного понятийного ряда. Современное образовательное пространство включает знаниевый компонент учебной школьной среды, навыки и умения, полученные в процессе обучения, а также многоуровневые влияния окружающей среды на все пространство его формирования (ИКТ и пр.), саму систему взаимоотношений учитель — ученик и человек — среда; современное образовательное пространство признает и важность освоения учащимися общеучебных понятий. Понятия (метапредметные, межпредметные, предметные) в основной школе формируются системно и поэтапно с учетом требований образовательных стандартов к результатам основного образования. В статье также предложены методические подходы к работе с данными кластерами понятий.
государство, дидактика, межпредметныепонятия, метапредметные понятия, метапредметные умения и навыки, народ, народность, образовательное пространство, общество, прогресс, развитие, революция, регресс, система, структура, эволюция, этнос.
До недавнего времени в научно-методической литературе в большей степени говорилось о межпредметных связях.
1. Аксенова Н.М. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н.И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации; материалы Междунар. научн. конференции. Т. 1. — Челябинск, 2011. — С. 104–107.
2. Амбарцумова Э.М. Межпредметные понятия при обучении социально-гуманитарным дисциплинам в основной школе [Текст] / Э.М. Амбарцумова, А.А. Коростелева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2016. — № 9. — С.42–46.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. — 598 с.
4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения школьных предметов) [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
5. Дюкова С.Е. Особенности метапредметных понятий в процессе обучения географии [Текст] / С.Е. Дюкова // География в школе. — 2016. — № 8. – С. 52–55.
6. Крючкова Е.А. Метапредметность: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (история, обществознание, география) в основной школе [Текст] / Е.А. Крючкова // Наука и школа. — 2016. — № 5. — С. 24–34.
7. Лазебникова А.Ю. Интеграция учебного содержания предмета «обществознание» в условиях расширяющегося информационного пространства [Текст] / А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль // Сб. материалов Междунар. научн.-практич. конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2016); под ред. С.В. Ивановой. — М., 2016. — 694 с. — С. 594–600.
8. Обществознание. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. академия наук, Академия образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2014. — 255 с.
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. — 2016. — 552 с.
10. Философский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
11. Французова О.А. Метапредметные результаты и межпредметность в условиях ЕГЭ по обществознанию [Текст] / // Педагогическое образование: становление, структуризация, оптимизация, модернизации и прогноз развития. — М., 2016. — С. 174–184.