Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «кризис персонала», проанализированы теоретические аспекты токсического управления. Также раскрыта специфика деятельности менеджеров с деструктивными формами поведения и разработана модель токсического руководителя, которая позволит глубже понять и изучить проблему токсического руководства. Кроме этого, авторами представлен опыт внедрения системы оценки руководителей и разработана методика, позволяющая идентифицировать деструктивного руководителя и оценить его уровень токсичности. Важным достоинством данного исследования является его вклад в понимание причинно-следственной взаимосвязи между кризисом персонала организации и токсическим руководством. Практическая значимость данного исследования определяется поиском и разработкой управленческого инструментария выявления руководителей токсического типа с целью предупреждения возникновения кризиса персонала, вызванного использованием токсических методов управления человеческими ресурсами в организации.
кризис персонала, токсическое руководство, токсический руководитель, деструктивное поведение, оценка управленческого персонала.
КРИЗИС ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Под кризисной ситуацией в организации мы понимаем любое отклонение от привычного режима функционирования организации как системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствий [1]. Отметим, что ключевая роль в возникновении и развитии кризисной ситуации принадлежит человеческому фактору.
Если фактор рассматривать как причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты, то движущей силой, создающей риск возникновения кризиса, с одной стороны, и способствующей выходу из него, с другой стороны, является деятельность человека, обусловленная его специфическими качествами. Соответственно, под человеческим фактором в антикризисном управлении понимается способность персонала заниматься деятельностью, в результате которой объект управления оказывается в состоянии кризиса или выходит из него [2]. Следовательно, в случае, если трудовое поведение работников становится причиной возникновения кризисной ситуации, возникает необходимость в идентификации такого социально-экономического явления как кризис персонала, разработке инструментов его диагностики и методов управленческого воздействия на него с целью снижения степени негативных последствий его наличия в организации как управляемой системе.
1. Федорова А.Э. Антикризисное управление персоналом организации [Текст]: учеб. пособие / А.Э. Федоров. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2013. — 57 с.
2. Ушанов П.В. Роль человеческого фактора в формировании рисков деструктивного развития жизненного цикла предприятия // Эффективное антикризисное управление. — 2011. — № 3 [Электронный ресурс] // URL: http://сyberleninka.ru/article/n/rol-chelovecheskogo-faktora-vformirovanii-riskov-destruktivnogo-razvitiya-zhiznennogotsikla-predpriyatiya (дата обращения: 18.02.2017).
3. Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие / А.Н. Митин [и др.]. — СПб.: Питер, 2005. — 272 с.
4. Федорова А.Э. Прекаризация трудовых отношений как фактор социального загрязнения [Текст] / А.Э. Федорова, В.С. Каташинских, З. Дворжакова // Экономика региона. — 2016. — Т. 12. — Вып. 3. — С. 802–814.
5. Ледяев Е. Управление персоналом в условиях кризиса [Электронный ресурс] // URL: http://psymanager.ru/hr/pages/id_157(дата обращения: 18.02.2017).
6. Гатти М. Токсические элементы корпоративных социально-трудовых отношений: рабочее место, руководство и персонал [Текст] / М. Гатти, А.Э. Федорова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2014. — № 2. — С. 46–51.
7. Pfeffer J. Building Sustainable Organizations: The Human Factor. — Academy of Management Perspectives. — 2010. — Vol. 24. — № 1. — Pр. 34–45.
8. Кочеткова А. Токсичный менеджмент: как быть, если начальник самодур [Электронный ресурс] // URL: http:www.klerk.ru/print/394830/ (дата обращения: 16.02.2017).
9. Lubit R. Coping with toxic managers, subordinates… and other difficult people: Using emotional intelligence to survive and prosper. (p. 368). New Delhi: FT Prentice Hall, Pearson Education.
10. Goleman D. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. New York: BantamBooks, 1995.
11. Дотлих Д. Темная сторона силы: Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса [Текст] / Дэвид Дотлих, Питер Кейро; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 с.
12. Аширов Д.А. Организационное поведение [Текст]: учеб. / Д.А. Аширов. — М.: ТК Велби; Проспект, 2006. — 360 с.
13. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
14. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Киселева. — Вологда: Легия, 2010. — 332 с.