Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье подчеркивается значимость информации и информационной культуры как основных составляющих каждого общества, поддерживающих его существование и стимулирующих его дальнейшее развитие. Накопление, сохранение и передача информации, как и эволюция информационной культуры, стимулируют развитие технологий. Это, в свою очередь, приводит к изменениям в разных сферах жизнедеятельности индивидов и отражается на их коммуникационных практиках, что способствует и совершенствованию технических средств передачи информации. Таким образом, автор статьи рассматривает процесс формирования и развития информационной культуры на примере студентов-международников через призму их образовательной деятельности в Интернете. В работе приведены результаты социологических исследований, подчеркивающие важную роль телевидения и Интернета в жизни и социальных практиках студентов-международников. Автор фокусирует внимание на анализе социологических данных, выделяя молодежную когорту в качестве основной группы активных пользователей Интернета. В этой связи Интернет рассматривается в статье в качестве энвайронментальной составляющей информационного пространства студентов-международников, среды, оказывающей определенную нагрузку на их информационную культуру в процессе их деятельности в виртуальном пространстве. Автор отмечает и роль Интернета в процессе формирования автономности у студентов-международников, способствующей как развитию их самостоятельной познавательной деятельности, так и формированию модели их трехсторонней социально-профессиональной личности, включающей индивидуальную, профессиональную и языковую (иноязычную) компетенции.
информационная культура, иноязычная коммуникативная компетентность, информационная компетентность, энвайронментальная составляющая, Интернет.
Актуальность изучения процесса формирования и развития информационной культуры будущего специалиста-международника напрямую связана как с выделением ценности качественного знания, так и его практического применения в рамках современного глобального информационного общества.
1. Вербин А.А. Роль знания в информационном обществе [Текст] / А.А. Вербин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 12. — Ч. 4. — C. 39–41.
2. Гагарин А.В. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая [Текст] / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2013. — № 1. — С. 13–20.
3. ЛЕВАДА-ЦЕНТР // Общественное мнение: ежегодное интернет-изд. 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoemnenie-2015/ (дата обращения: 31.01.2017).
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — 847 с.
5. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе [Текст] / Л.К. Раицкая // Вестник Московского университета. Серия «Педагогическое образование». — 2010. — № 2. — С. 28–38.
6. Свирская Д.А. Условия для социального и профессионального развития будущих специалистов в высшей школе международного профиля в рамках компетентностного подхода [Текст] / Д.А. Свирская // Сборник материалов ХХХ Всероссийской научно-практической конференции Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 30. — С. 71–75.
7. ФОМ. Интернет и образование [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12256 (дата обращения: 31.01.2017).
8. ФОМ. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2014–2015 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/ SMI-i-internet/12141 (дата обращения: 31.01.2017).
9. ФОМ. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2015–2016 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/ SMI-i-internet/12610 (дата обращения: 31.01.2017).