Россия
В статье проанализированы проблемы трансформации собственности в современных социально-экономических условиях России. Данные вопросы стали ключевыми в вышедшей монографии А.А. Михеева «Управление региональной собственностью и приватизация в России». В настоящее время в современной России видится актуальным вопрос необходимости пересмотра отношений собственности. Каковы причины, обуславливающие это явление? Наиболее серьезными причинами, вызвавшими потребность в трансформации отношений собственности, являются накопившиеся в стране противоречия между довольно сильным огосударствлением экономики и потребностями развития экономики на основе интенсификации использования экономических ресурсов, что напрямую ведет к снижению темпов роста благосостояния общества и снижению конкурентоспособности на международном уровне.
региональная экономика, приватизация, управление собственностью, приватизация, отношения собственности, государственная собственность, муниципальная собственность.
В настоящее время в современной России видится актуальным вопрос необходимости пересмотра отношений собственности. Каковы причины, обуславливающие это явление? Наиболее серьезными причинами, вызвавшими потребность в трансформации отношений собственности, являются накопившиеся в стране противоречия между довольно сильным огосударствлением экономики и потребностями развития экономики на основе интенсификации использования экономических ресурсов, что напрямую ведет к снижению темпов роста благосостояния общества и снижению конкурентоспособности на международном уровне. Данная проблема требует своего немедленного разрешения, иначе экономике России грозит скатиться в глубочайший кризис. И примечательно, что в этой ситуации появляются очень актуальные и своевременные монографии, которые предлагают скорейшие пути решения проблемы и конкретные методики. В числе таких работ хочется назвать монографию д-ра экон. наук, профессора А.А. Михеева «Управление региональной собственностью и приватизация в России» [1]. Следует отметить, что вопросами трансформации собственности и управления собственностью и приватизацией в России Алексей Михеев занимается давно, имеет значительное количество научных работ по данной актуальной проблематике [2–23]. Считаем, что этот вопрос Алексей изучил глубоко и всесторонне, о чем говорит тематика его публикаций последних лет. Монография «Управление региональной собственностью и приватизация в России» предстает на фоне этих многочисленных статей некой систематизацией полученных в ходе практической работы (А.А. Михеев – член экспертно-консультационного Совета по приватизации в Росимуществе) и научной работы (как преподавателя МГИМО). Алексей Александрович справедливо обосновывает негативные следствия огосударствления экономики, которые могут быть сформулированы следующим образом: утрата экономикой способности адекватно реагировать на потребности общества и населения; утрата стимулов к эффективному использованию ресурсов; утрата экономикой динамизма в своем развитии.
Выход Михеев видит в преодолении противоречий между организацией национальной экономики на административно-командных началах и потребностями развития общества. Эти противоречия вызвали, в конечном счете, современную волну социально-экономических преобразований, базовым процессом которых является новый этап приватизации государственного и муниципального имущества [1, с. 46].
Принципиален анализ механизмов приватизации в России и странах Запада, сделанный А. Михеевым. Данный выявленный им механизм может способствовать оптимизации дальнейших шагов приватизации в России. Оптимизировать приватизацию просто необходимо в силу сложившейся экономической ситуации, санкций и все более усиливающегося кризиса Евросоюза в контексте взаимоотношений с РФ. По его мнению, в «капиталистических странах (Франция, Великобритания и пр.) уже давно сформировалась смешанная экономика, основу которой составляет частная собственность на факторы производства и рыночные механизмы саморегулирования экономики. Повышение роли государства в экономике в свое время было связано в них как с необходимостью решения накапливающихся социальных проблем, так и в целях преодоления недостатков рынка как механизма регулирования экономических процессов» [1, c. 47]. Приватизация в этих странах это инструмент экономической политики, призванный повысить эффективность функционирования отдельных секторов экономики. В то время как приватизация в России направлена, прежде всего, на изменение социально-экономических основ развития общества, на замену одной основы – государственной собственности на противоположную – частную собственность или, иначе, раскрепощение отношений собственности (дерегулирование экономики) и создание адекватных частной собственности механизмов и форм экономических взаимосвязей.
Сделанный Михеевым вывод относительно изменения самого статуса приватизации на современном этапе, когда данное экономическое явление перестает быть самостоятельным процессом с автономными целями, а становится подсистемой в более общей системе управления отношениями собственности, которая «предполагает не только решение относительно простой задачи передачи имущества из государственной в частную собственность, но должна быть направлена на формирование в стране эффективной совокупности взаимосвязанных форм, видов и разновидностей собственности, способной решать главную задачу экономики – удовлетворение потребностей общества и населения в материальных и нематериальных благах и услугах» [там же, с. 64].
В современных условиях, когда России необходим технологический прорыв, процесс приватизации должен стать более целенаправленным, более регулируемым со стороны государства. И необходимо пересмотреть, в связи с этим, механизм трансформации собственности в РФ. Несомненно, для формирования эффективной системы отношений собственности в настоящее время важно создать некую общественно-государственную структуру (и не стоит бояться подобного симбиоза), деятельность которой будет всецело направлена на данную трансформацию. Поэтому исследование А. Михеева может способствовать осуществлению этой проекции. В основе институциональной трансформации отношений собственности, по мнению Михеева, заложен закон соответствия отношений собственности уровню развития общественного производства. Этот закон проявляется в современной российской экономике через ряд закономерностей, отражающих особенности развития этих отношений. К таким закономерностям относятся: как эволюция многообразия форм, видов, разновидностей собственности и их всевозможных сочетаний (в зависимости от сектора экономики, направлений и приоритетов государственной политики, конкретного региона, влияния глобализации), которое сменяет доминирование той или иной формы собственности, характерное для предшествующих этапов социально-экономического развития системы; так и уход от противопоставления форм собственности; постепенное исчезновение формальными собственниками (акционеры, владельцы паев и др.) статуса единственных реальных собственников, совершенствование различных форм представительства всех социальных групп, которые вовлечены в хозяйственную деятельность (управляющие, наемные работники), в ходе принятия экономических решений и формирования их как реальных субъектов присвоения факторов и результатов производства, по сути, формирование их как сособственников; становление таких регионов и отраслей, которые существенно отличались друг от друга по роли государственной, муниципальной и частной форм собственности и их видам в зависимости от значения отрасли в экономике страны (допустим, в экспорте), масштабов предприятий, ресурсоемкости производства, необходимого уровня квалификации работников и пр. На карте страны возникают отрасли и регионы с превалированием отдельных форм и видов федеральной, региональной, муниципальной, частной собственности (в том числе, крупной частной собственности) или выделяющиеся от других схожих образований особым сочетанием отношений собственности; усиление роли среднего класса как активного субъекта правоотношений собственности, которое находит свое непосредственное отражение в увеличении числа малых и средних предприятий, в развитии малого и среднего бизнеса, в результате чего идет повышение его социальной и политической активности [там же, с. 65–68].
Усиление современного глобального соперничества между странами должно способствовать актуализации вопросов трансформации собственности в России, на что также справедливо указывает А. Михеев. Он отмечает, что глобализация экономически ведет к переплетению отношений собственности в международном масштабе через взаимозависимость различных форм и видов собственности посредством совместного сотрудничества в освоении космоса, развитии транснациональных корпораций. Усиление глобального соперничества задает новые векторы как к развитию технологий или организации производственных процессов, так и к организации отношений собственности, от которых во многом зависит эффективность хозяйствования как на одном предприятии, так и в целом, в масштабах национальной экономики [там же, с. 69–70].
Трансформация собственности в современной России должна учитывать ряд факторов и тенденций, на которые указал исследователь А. Михеев. В первую очередь, необходим поиск оптимального соотношения между формами, видами, разновидностями и сочетаниями прав собственности в различных экономических отраслях и общественных сферах. Во вторую, – поиск эффективного соотношения между различными видами государственной и муниципальной собственности. В третью, – гармонизация роли акционеров и управляющих работников в осуществлении отношений собственности, выявление места данных социально-экономических групп в системе отношений собственности. В четвертую, обоснование оптимальных способов и алгоритмов взаимоотношений между различными формами собственности в решении социально-экономических задач [там же].
Безусловно, идущий в настоящее время и последние годы поиск эффективных механизмов, которые могли бы обеспечить оптимальную систему отношений собственности, не прост, сложен и извилист. За прошедшие годы уже сделано немало ошибок и просчетов, которые порой остро обостряют общественные отношения. В качестве таких опасных маркеров общественных отношений в сфере приватизации и отношений собственности, А. Михеев называет ряд законов. Так, разграничение земель между различными уровнями и формами публичной собственности в соответствии с Законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю» и последующими законодательными актами осуществляется по принципу: если на земельных участках «располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности», то и земельные участки находятся в федеральной собственности, если на земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, то и земельные участки находятся в собственности субъекта РФ и т.д. Вряд ли этот подход стоит считать обоснованным с точки зрения стратегии управления собственностью. Неоднозначным названо в монографии предусматриваемое Законом РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления» распределение недвижимости между двумя уровнями муниципальной власти: муниципальными районами и муниципальными образованиями (поселениями), поскольку оно не точно отражает распределение между этими уровнями бремени ответственности по обеспечению жизнедеятельности населения на территории этих образований [там же].
Что же предлагает Алексей Михеев? Какие пути трансформации собственности и оптимизации отношений собственности? [там же, с. 71–78]
- Разграничение зоны полномочий и ответственности между структурами управления (речь идет о государственной и муниципальной), соответственное распределение активов, находящихся в публичной собственности, между федеральной, региональной и муниципальной собственностью.
- Повышение ликвидности фондового рынка и возможность широкой продажи. Это должно стать инструментом мелких акционеров для воздействия на управляющих и держателей крупных акций.
- Защита прав собственности и совершенствование финансовых институтов.
- Правовое регулирование рационального использования земельных ресурсов.
- Спецификация и защита интеллектуальной собственности. Проблема в том, что в российском законодательстве понятие интеллектуальной собственности не структурировано, размыто, это приводит к искажениям экономической оценки капиталов компаний, занимающихся разработкой и выпуском высокотехнологичной, наукоемкой продукции, то есть вследствие этого размываются юридические основы создания механизма приватизации «интеллектуального капитала».
- Ликвидация административных барьеров в оказании государственных услуг.
Итак, в настоящий момент в РФ сформировалось противоречие между довольно широкими возможностями для развития отношений собственности и жестких государственных рамок. В этой ситуации необходима гибкая, целостная, многоуровневая система и стратегия развития отношений собственности. Перспективы данной системы глубоко проанализированы в монографии А. Михеева, поэтому его работа может быть использована экспертами Правительства России при разработке приватизационных пакетов, при дифференциации и спецификации прав собственности.
1. Михеев А.А. Управление региональной собственностью и приватизация в России [Текст] / А.А. Михеев. – М.: ИНФРА-М, 2017.
2. Михеев А.А. Управление региональной собственностью в России [Текст] / А.А. Михеев. – М.: ИНФРА-М, 2017.
3. Михеев А.А. Власть и государственно-частное партнерство в фокусе российских приватизационных практик [Текст] / А.А. Михеев // Власть. – 2016. – № 3. – С. 110–124.
4. Михеев А.А., Ваганов Д.А. Долгосрочные программы развития компаний с государственным участием: предварительные итоги разработки стратегических документов с применением ключевых показателей эффективности [Текст] / А.А. Михеев, Д.А. Ваганов // Журнал новой экономической ассоциации. – 2015. – № 1 (25). – С. 190–197.
5. Михеев А.А. Корректировка подходов к распоряжению госимуществом как один из резервов модернизации экономики России в условиях кризиса [Текст] / А.А. Михеев // Российское предпринимательство. –2015. – Т. 16. – № 9. – С. 1229–1258.
6. Михеев А.А. Долгосрочная мотивация членов органов управления в компаниях с государственным участием [Текст] / А.А. Михеев // Акционерное общество: Вопросы корпоративного управления. – 2015. – № 9. – С. 60.
7. Михеев А.А. Критерии определения способа приватизации государственной собственности в контексте специфики сделок по приватизации крупнейших компаний с государственным участием [Текст] / А.А. Михеев // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. – № 1 (25). – С. 197–204.
8. Михеев А.А. Социальные проблемы урбанизации и сити-менеджмент на этапе постмодерна [Текст] / А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. – 2015. – № 2 (35). – С. 73–78.
9. Меткин Н.П., Михеев А.А. Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью [Текст] / Н.П. Меткин, А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. – 2014. – № 1 (30). – С. 34–40.
10. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: премуества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3. – С. 355.
11. Михеев А.А. Экономико-правовые особенности приватизации муниципальных унитарных предприятий [Текст] / А.А. Михеев // Современные тенденции развития экономики, управления и права: сборник материалов Международной научной конференции. научный редактор: Е.В. Колесникова. – 2013. – С. 152–159.
12. Михеев А.А. Привлечение инвестиций как стратегическая функция развития муниципальных образований [Текст] / А.А. Михеев // Государство, власть, управление и право: история и современность: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор: Омельченко Н.А. Редактор: Соколов Н.Н. – 2013. – С. 104–110.
13. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3. – С. 355.
14. Михеев А.А. Методология управления собственностью в экономической системе региона [Текст]: автореф. дис. д-ра экон.наук / А.А. Михеев. – СПб. Санкт-Петербургский государственно-экономический ун-т, 2009.
15. Михеев А.А. Структура и принципы формирования системы мониторинга региональной собственности [Текст] / А.А. Михеев // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2009. – № 1 (28). – С. 312–315.
16. Михеев А.А. Функции системы управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Современный менеджмент: проблемы и перспективы III научно-практическая конференция: тезисы докладов. 2008. – С. 368–373.
17. Михеев А.А. Эффективное управление собственностью как фактор экономического роста региона [Текст] / А.А. Михеев //Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2008 года : сб. научных статей. отв. за вып. А. Н. Асаул. Санкт-Петербург, 2008. – С. 23–27.
18. Михеев А.А. Об оценке эффективности управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции межвуз. сб. науч. тр.. Юж.-Урал. гос. ун-т, С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, Урал. ин-т оценки и маркетинга. Санкт-Петербург, 2008. – С. 301–304.
19. Михеев А.А., Максимов С.Н. Принципы формирования эффективной системы управления в регионе [Текст] / А.А. Михеев, С.Н. Максимов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2008. – № 1 (20). – С. 64–67.
20. Михеев А.А. О методах управления государственным имуществом региона [Текст] / А.А. Михеев // Управление социально-экономическим развитием региона: сб. научных трудов. Федеральное агентство по образованию. Санкт-Петербург, 2007. – С. 174–178.
21. Михеев А.А. Приватизация государственных муниципальных предприятий ЖКХ [Текст] / А.А. Михеев // Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. научных трудов профессорско-преподавательского состава факультета региональной экономики и управления. Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет». Санкт-Петербург, 2006. – С. 257–265.
22. Михеев А.А. Цели управления государственной собственностью [Текст] /А.А. Михеев //Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2006. – № 4 (13). – С. 386–390.
23. Михеев А.А. Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика [Текст]: дис. канд.экон.наук / А.А. Михеев. – М., 2003.