Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье приводится анализ государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ разных поколений. Показано отличие государственных образовательных стандартов разных поколений. Дано объяснение необходимости введения стандартов нового поколения и их нормативное обеспечение. Показаны структура, содержание, достоинства и недостатки образовательных стандартов каждого поколения. Дано объяснение необходимости последовательной модернизации Федерального образовательного стандарта третьего поколения и утверждения актуализированных стандартов совместно с примерными основными образовательными программами как единого комплекта документов. Объяснено отсутствие в проектах актуализированных стандартов профессиональных компетенций. Представлен проект актуализированного федерального государственного образовательного стандарта по направлению 20.03.02.
государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, примерные основные образовательные программы.
1. Проблемы и задачи стандартизации высшего образования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в РФ установлены федеральные государственные образовательные стандарты [1].
1. Конституция РФ ст. 43 п. 5.
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N3266–1.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N940 «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования».
4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
5. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
6. Татур Ю. Г. Компетентность в модели качества подготовки специалистов // Высшее образование. 2004. № 3. С. 24–31.
7. Галямина И. Г. Вариант государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения по направлению «Водные ресурсы и водопользование». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
8. Галямина И. Г. Опыт проектирования основных образовательных программ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Природообустройство и водопользование». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 155 с.
9. Галямина И.Г. Алгоритм формирования компетенции и проблема ее оценки //Вестник УМО. 2012. № 4. С. 14–22.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ.
11. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013 г. N1367.
12. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов».
13. Галямина И. Г. Разработка профессиональных компетенций на основе анализа профессиональных стандартов в области природообустройства // Безопасность в техносфере. 2017. Т. 6. № 1. С. 80–85. DOI: 10.12737/ article_59019fb4ac3e53.05304078