Орел, Орловская область, Россия
В статье рассматривается метод имманентного анализа художественного текста со всеми его разновидностями. Имманентный подход к художественному тексту представляется в работе в качестве основы эстетической коммуникации между писателем и читателем, что предполагает соединение рационального аспекта понимания литературного произведения с его эмоционально-интуитивным целостным восприятием. При этом бессознательное интуитивное восхищение произведением словесности предшествует сознательному наслаждению им. Роль анализа в эстетическом наслаждении состоит в отыскании причины, почему данное произведение нам нравится, и затем в увеличении испытываемого удовольствия через привлечение специальных приемов и методов комментирования и толкования текста.
филологический круг, Гоголь, «Шинель», имманентный анализ, эстетическая коммуникация, стилистический эксперимент, князь Сергей Волконский.
Восприятие произведения искусства слова предполагает ситуацию «разумно-жизненного общения» между писателем и читателем, возникновение понимания, которое не сводится к логике, но включает в себя и живой личностный контакт, эмоциональный резонанс.
1. Арнольд И.В. Интерпретация английского художественного текста [Текст] / И.В. Арнольд. — Л., 1983 — 303 с.
2. Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблема экспрессивности [Текст] / И.В. Арнольд // И.В. Арнольд Семантика. Стилистика. Интер-текстуальность. — М., 2013. — 448 с.
3. Бобылев Б.Г. Герменевтические опыты: филологическое толкование художественного текста [Текст]: Сборник научных статей / Б.Г. Бобылев. — Саарбрюккен, 2014. — 475 с.
4. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы [Текст] / В.В. Виноградов. — М., 1980. — 358 с.
5. Джилкибаев Б.М. Стилистическая система и контекст автора [Текст] / Б.М. Джилкибаев // Исследование языкового мастерства писателя. — Алма-Ата, 1984. — С. 3–12.
6. Долинин К.А. Интерпретация текста [Текст] / К.А. Долинин. — М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
7. Зеньковский В. Гоголь [Текст] / В. Зеньковский. — М.: Изд-во Р.И.Ф., 1997. — 224 с.
8. Кн. Сергей Волконский. Художественное наслаждение и художественное творчество [Текст] / С. Волконский. — СПб., 1892.
9. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя [Текст] / Б.А. Ларин. — М., 1974. — 288 с.
10. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С. 74–88.
11. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы [Текст] / А.Ф. Лосев. — М., 1927. — 250 с.
12. Махмудов Х.Х. Некоторые вопросы теоретической стилистики [Текст] / Х.Х. Махмудов // Филологический сборник. Вып. IV. — Алма-Ата: Изд-во Казахского университета, 1965. — С. 3–91.
13. Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика и поэтика [Текст] / А.М. Пешковский. — М.-Л., 1925. — 192 с.
14. Степанов Ю.С. Французская стилистика [Текст] / Ю.С. Степанов. — М.: Высшая школа, 1965. — 354 с.
15. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на тему Гумбольдта [Текст] / Г.Г. Шпет. — М.: Изд-во ГАХН, 1927. — 219 с.
16. Шпитцер Л. Словесное искусство и наука о языке [Текст] / Л. Шпитцер // Проблемы литературной формы. — Л., 1928. — С. 191–218.
17. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. — Л., 1974. — 427 c.