Глазов, Удмуртская республика, Россия
Сложность учебного материала пропорциональна времени (или количеству слов), требующемуся для объяснения этого материала ученику с заданным уровнем знаний. Для оценки сложности некоторых вопросов школьного курса математики использовались метод разложения операций на элементарные действия и метод парных сравнений, а также проводился контент-анализ параграфов учебника. При этом учитывались: объем параграфа; количество математических символов в формулах; количество новых понятий, не входящих в заданный уровень знаний; информационные объемы их определений. В результате оценки дидактической сложности 27 параграфов школьного курса математики установлено, что за время обучения в школе сложность вопросов по математике возрастает примерно в 150–200 раз.
дидактика, квалиметрия, математические методы, парные сравнения, педагогическая экспертиза, сложность, теория обучения, учебник.
Развитие методики преподавания, совершенствование учебников и учебных пособий, создание математических и компьютерных моделей дидактических систем требуют оценки дидактических характеристик различных элементов учебного материала (ЭУМ).
1. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект [Текст] Г.А. Балл. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
2. Гидлевский А.В. Исчисление трудности дидактической задачи [Текст] / А.В. Гидлевский // Вестник Омского университета. — 2010. — № 4. — С. 241–246.
3. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам [Электронный ресурс]: монография. — Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. ISBN 978-5-93008-224-1. — URL: http://maier-rv.glazov.net
4. Майер Р.В. Оценка уровня абстрактности изложения материала в школьных учебниках по естественным наукам [Текст] / Р.В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — № 1. — С. 58–63. DOI 10.12737/24530
5. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам [Текст] / Я.А. Микк. — М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
6. Новосельцев В.И. Теоретические основы системного анализа [Текст] / В.И. Новосельцев [и др.]. — М.: Майор, 2006. — 592 с.
7. Универсальный современный справочник школьника: 5–11 классы [Текст]. — М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИА РИПОЛ КЛАССИК», 2004. — 1296 с.
8. Флегонтов А.В. Мягкие знания и нечеткая системология гуманитарных областей [Текст] / А.В. Флегонтов, В.А. Дюк, И.К. Фомина // Программные продукты и системы. — 2008. — № 3.
9. Шапиро С.И. От алгоритмов — к суждениям (Эксперименты по обучению элементам математического мышления) [Текст] / С.И. Шапиро. — М.: Советское радио, 1973. — 288 с.
10. Шрейдер Ю.А. Системы и модели [Текст] / Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. — М.: Радио и связь, 1982. — 152 с.
11. Mayer R. Thecomplexityassessment of conceptions and educational texts on natural scientifi c disciplines // ICERI2016 Proceedings. 9th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville (Spain), 2016. Рp. 6078–6088.