Обсуждаются вопросы применения системы «Интернет-тренажеры в сфере образования» для объективной оценки результатов обучения студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
результаты обучения, тестирование, интернет-тренажеры, объективная оценка, безопасность жизнедеятельности, примерная программа дисциплины.
Процедура государственной аккредитации российских вузов включает обязательное тестирование обучающихся с целью оценки качества усвоения ими программного материала в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. С 11 ноября 2009 г. аккредитационное тестирование проводится только в компьютерной форме с использованием сети Интернет.
В рамках оказания помощи образовательным учреждениям в подготовке к проведению внешней независимой оценки результатов обучения студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (далее — НИИ МКО) создана система «Интернет-тренажеры в сфере образования».
Настоящее исследование педагогических измерительных материалов (далее — ПИМ), разработанных НИИ МКО, было предпринято автором для оптимизации читаемого курса лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (далее — БЖД) с целью повышения эффективности подготовки студентов к процедуре внешнего тестирования.
Объектом изучения являлись материалы, размещенные на сайтах НИИ МКО «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО): компетентностный (ФГОС) и традиционный (ГОС-II) подходы» (URL: http://www.i-fgos.ru) и «Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования» (URL: http://www.iexam.ru).
В ходе выполненного исследования было установлено, что контрольные ПИМ по БЖД для проверки уровня знаний и умений студентов направлений подготовки МАДИ на соответствие требований ГОС-II отсутствуют. В связи с этим изучению были подвергнуты материалы, предназначенные для проведения оценки обучения по дисциплине БЖД в рамках требований ФГОС.
В результате анализа информации, содержащейся в разделе «Дисциплины: компетентностный подход» (URL: http://www.i-fgos.ru/fgos_pim_struct), выяснено, что ПИМ составлены без учета обязательного дидактического минимума содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей, обозначенных в рекомендованной Минобрнауки России для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриата и специалитета) Примерной программе БЖД [1, 2, 3]. В табл. 1 приведены для сравнения модули Примерной программы и ПИМ.