В статье обобщены новейшие подходы к изучению сферы туризма, рассматриваемой с системно-структурных позиций. Раскрывается полиструктурность туристской системы. Дается анализ базовой географической, социальной и производственной структур. Раскрываются динамические свойства туристской системы и ее взаимодействие с внешней средой. Особое внимание обращено на современные трансформации поведенческой модели посетителей и производственной структуры.
сфера туризма, туристская система, структура, туристские мотивации, экономика впечатлений, туристский опыт, система накопления стоимости, развитие
Сфера туризма представляет собой сложное образование. Для всестороннего ее анализа и выработки точного научного определения полезно использовать системный подход, а также принципы теории систем. Понятие структуры является одним из наиболее важных в системном подходе. Структура туристской системы представляет собой способ ее организации, взаимную связь и упорядоченность элементов. Под структурой туристской системы понимают совокупность наиважнейших организованных устойчивых в пространстве и во времени связей и отношений элементов, технологий и факторов, обеспечивающих ее целостность. Туристская система имеет несколько структур, накладывающихся друг на друга, т.е. характеризуется полиструктурностью. Среди них особо следует выделить три структуры: географическую, социальную и производственную.
Географическая структура туристской системы. Многие ученые считают географическую структуру туристской системы базовой. Она отражает пространственную сущность туризма, предполагающего перемещение лица (лиц) из района, где формируются его туристские потребности и спрос, в район, где они удовлетворяются и где ему оказываются услуги гостеприимства, и обратно. Этот пространственный «разрыв» проистекает из территориальной неподвижности основных видов туристских ресурсов, обусловливающей тяготение туристской инфраструктуры и потоков туристов к местам их концентрации.
Географическая структура туристской системы включает несколько территориальных подсистем — территорию постоян-
1. География туризма / Отв. ред. А.Ю. Александрова. — М.: КНОРУС, 20Ί 3.
2. Каверин СБ. Мотивация труда. — М: Изд-во «Институт психологии РАН», Ί998.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991.
4. Пайн Б.Дж., Гильмор Дж.Х. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. — М.: Вильяме, 2005.
5. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 201Ί.
6. Эль-Кухун Г. Экономика потребительского опыта // Оптимальные коммуникации. Эпистемический ресурс Академии медиа индустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ [Электронный ресурс] — URL: http://jarki. ru/wpress/2010/11/15/1412/
7. Butler R.W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. — V. 24. — № 1. — P. 5-12.
8. Cooper C, Hall CM.Contemporary tourism: an international approach. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008.
9. Leiper N. The framework of tourism: towards a definition of tourism, tourist, and the tourist Industry//Annals of Tourism Research. — 1979. — V. 6(4). — P. 390-407.
10. Mathieson A., Wall G.Tourism: economic, social and environmental impacts. — London: Longman, 1982.
11. Pearce PL Tourist Behaviour: themes and conceptual schemes. — Clevedon, UK: Channel View Publications, 2005.