Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра философской антропологии, докторант)
Россия
статья посвящена осмыслению философско-методологических оснований теории и практики образования. В центре внимания оказывается феноменология «жизненного мира» (Э. Гуссерль) и «бытия-в-мире» (М. Хайдеггер). Имплантация данных феноменологических идей в ткань образовательного дискурса служит цели раскрытия возможностей феноменологии в исследовании образовательного пространства. Предметом исследования является повседневная образовательная реальность, а так же те смыслы и значения, которые данная реальность получает в сознании учителя и ученика. Особое внимание уделено описанию множественных способов понимания того пространства, в которое оказываются погружены учителя и учащиеся. Используемый автором метод герменевтической феноменологии позволяет продемонстрировать эвристичность и плодотворность обращения к идее «жизненного мира» при анализе образовательной реальности. В заключении автор приходит к выводу о том, что поскольку специфика человеческого бытия заключается в его «жизненном мире» (или в «бытии-в-мире»), то учитель и ученик могут быть экранированы друг от друга собственным пространством-временем, а сама «пространственность» педагогических взаимоотношений оказывается дискретной. В этой связи педагогическое взаимодействие станет встречей ученика и учителя только тогда, когда оно обретет опору в ценностно-смысловых структурах, составляющих основу жизненного мира учащихся, их бытия-в-мире.
феноменология; образование, жизненный мир, бытие-в-мире, смысл, пространство.
Актуальность
Феноменология – одно из самых значительных и влиятельных направлений философии и культуры XX в. Родоначальником данного течения является немецкий мыслитель Э. Гуссерль.
1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль. – Т. 1 / Пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: ДИК, 1999. – 336 с.
2. Гуссерль Э. Картезианские размышления [Текст] / Э. Гуссерль. – СПб.: Наука, Ювента, 1998. – 316 с.
3. Джексон Ф. Жизнь в классе [Текст] / Ф. Джексон. – М.: Высшая школа экономики, 2016. – 248 с.
4. Хайдеггер М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер; пер. В.В. Бибихина. – М. Ad Marginem, 1997. – 451 с.
5. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст] / М. Хайдеггер. – М: Республика, 1993. – 447 с.
6. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер. – М: Гнозис, 1993. – 464 с.
7. Черняков А.Г. Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера [Текст] / А.Г. Черняков. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. – 450 c.
8. Foran A., Olsen M. Seeking Pedagogical Places // Hermeneutic Phenomenology in Education / N. Friesen et al. (eds.). Rotterdam: Sense Publishers. 2012. Pp. 177–200.
9. Langeveld M.J. The Secret Place in the Life of the Child // Phenomenology and Pedagogy. 1983. Vol. 1 (2), pp. 181–191.
10. Langeveld M.J. The Stillness of the Secret Place // Phenomenology and Pedagogy. 1983. Vol. 1 (1), pp. 11–17.
11. Olson M. Room for Learning // Phenomenology and Pedagogy. 1989. Vol. 7, pp. 173–184.
12. Saevi Т., Foran A. Seeing Pedagogically, Telling Phenomenologically: Addressing the Profound Complexity of Education // Phenomenology and Practice. 2012. Vol. 6 (2). Pp. 50–64.
13. Van Manen M. The tact of teaching: The meaning of pedagogical thoughtfulness. Albany, New York: SUNY Press. 1991. 240 p.