В статье обсуждается новый подход к коммуникативистике как практической теории. Анализируются три основных типа практической теории: 1) практическая теория как отображение; 2) практическая теория как вовлечение; 3) практическая теория как преобразование. Особое внимание уделяется тому, как данный подход отражается в различных методах исследования. Дается обзор трех основных эпистемологических парадигм: 1) знания посредством открытия; 2) знания посредством интерпретации; 3) знания посредством критического анализа.
практическая теория, эпистемология, парадигма, коммуникативный анализ, методы.
Коммуникативная наука, или коммуникативистика, является одной из самых динамичных и быстро развивающихся областей знаний в современной России, при этом споры о ее особом характере и идентичности продолжаются. Коммуникативистику называют «интерактивной наукой», «синоптической наукой» или, по словам американского теоретика Ст. Литлджона, «интердисциплиной» [13]. Как наука интерактивная коммуникативистика использует теории и методы любой дисциплины, которая имеет дело с предметом коммуникации. Как наука синоптическая коммуникативистика использует знания из всех дисциплин. Как интердисциплина коммуникативистика объединяет и то и другое. По мнению многих ученых, впрочем, это не спасает коммуникативистику от кризиса идентичности [11]. Соответственно, продолжаются попытки вывода коммуникативистики из подобного кризиса. В связи с этим в последние десятилетия в кругу ученыхкоммуникативистов стал разрабатываться новый подход к теоретизированию и проведению исследований в области коммуникации.
Попытка преодоления дихотомии между теорией и практикой привела к созданию теории нового типа – практической теории, основанной на предположении, что само теоретизирование может появиться как результат практического опыта [7]. Впервые термин «практическая наука» был использован В. Кроненым по отношению к так называемой теории координированного управления смыслами [10]. А чуть позже Р. Крэйг предлагает свое понимание коммуникативистики как практической науки [6]. В январе 2000 г. 15 ученых-коммуникативистов собрались на симпозиум «Практическая теория, общество и со-общество» в университете Бэйлор. Участники симпозиума пытались определить, как практическая теория может быть использована учеными и практиками коммуникативистики на службе общества [5]. Такое понимание роли коммуникативистики в обществе нашло отражение в работах многих ученых, в основном ученых-практиков. Первое же метатеоретическое осмысление коммуникативистики как практической теории было предложено в 2001 г. К. Баржем в журнале «Коммуникативная теория» [3]. Весь выпуск журнала был посвящен осмыслению коммуникативистики как практической теории. Все участники обсуждения отметили, что теория должна улучшать жизнь конкретных людей и способствовать их более успешной общественной деятельности.
1. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011.
2. Aakhus M., Jackson S. Technology, interaction, and design. In K.L. Fitch & R.E. Sanders (Eds.), Handbook of language and social interaction. Mahway, NJ: Erlbaum. 2005. P. 411–435.
3. Barge J.K. (Ed.).Practical theory [Special issue]. Communication Theory. 2001a. Vol. 11. Issue 1. P. 51–54.
4. Barge J.K. Practical theory as mapping, engaged reflection, and transformative practice // Communication Theory. 2001b. Vol. 1. Issue 1. Pp. 5–13.
5. Brook J. An elaboration of the transformative approach to practical theory: its connections with Gadamer’s philosophical hermeneutics // Communication Theory. 2010. Vol. 20. P. 405–426.
6. Craig R. Communication theory as a field // Communication Theory. 1999. Vol. 9. Issue 2. P.119–161.
7. Craig R., Barge J.K. Practical theory in applied communication scholarship. In L.R. Frey&K.N. Cissna (Eds.), Routlеdge handbook of applied communication scholarship. London: Routledge. 2009. P. 55–78.
8. Craig R., Tracy K. Grounded practical theory: The case of intellectual discussion // Communication Theory. 1995. Vol. 5. P. 248–272.
9. Cronen V.E. Practical theory, practical art, and the pragmaticsystemic account of inquiry // Communication Theory. 2001. Vol. 11. P. 14–35.
10. Cronen V.E. Coordinated management of meaning: Practical theory for the complexities and contradictions of everyday life. In J. Siegfried (Ed.), The status of common sense in psychology. Norwood, NJ: Albex, 2004. P. 183–207.
11. Donsbach W. The identity of communication research // Journal of Communication. 2006. Vol. 56. Issue 3. P. 437–448.
12. Gadamer H.-G. Truth and method. New York: Crossroad, 1998. (Original work published 1960).
13. Littlejohn S.W. An overview of contributions to human communication theory from other disciplines. In F.F. dance (Ed.), Human communication theory. Comparative essays. New York: Harper&Row. 1982. P. 243–286.
14. Merrigan G., Huston C. Communication research methods. Oxford: Oxford University Press, 2009.
15. Pearce W.B., Pearce K.A. Extending the theory of the coordinated management of meaning (CMM) through a community dialogue process // Communication Theory. 2000, vol. 10, issue 4, p. 405–423.
16. Sinekopova G. Review of Leontovich O.A. Metody kommunikativnykh issledovanii [Methods of communication research]. Moscow: Gnozis, 2011. Russian Journal of Communication. 2013. Vol. 5. Issue 3. P. 304–305.
17. Russian Journal of Communication. 2013. Vol. 5. Issue 3. P. 304–305.