В статье показано, что в современных условиях глобализации и культурной интеграции, происходящих в общемировом масштабе, важнейшей задачей вузовского образования становится формирование у будущего специалиста способности эффективно функционировать в поликультурной среде, готовности к диалогу и сотрудничеству. Выявлено, что при значительном внимании к решению указанной проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях очевидна недостаточная степень разработанности организационно-методических основ осуществления целенаправленной системной педагогической деятельности по формированию межкультурной компетенции у будущих специалистов. Конкретизировано базовое понятие «межкультурная компетенция», указаны ее слагаемые. На основе анализа результатов экспериментального исследования (анкетирования студентов) определены компоненты готовности современного специалиста к осуществлению межкультурного взаимодействия. С учетом выделенных компонентов межкультурной компетенции сформулированы задачи ее формирования в процессе учебной и внеаудиторной деятельности. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены условия эффективного формирования межкультурной компетенции студентов вуза в целостном педагогическом процессе. Представлены примеры ситуативных учебных заданий, направленных на формирование межкультурной компетенции будущих специалистов, а также позволяющих осуществлять контроль уровня ее сформированности.
межкультурная компетенция, эмоционально-ценностное отношение, межкультурная коммуникация, педагогические условия.
В современном мире все больше усиливается процесс культурной интеграции: страны и народы активно сотрудничают и взаимодействуют во всех сферах жизни, на разных уровнях – от личных контактов отдельных граждан до международных встреч на высшем уровне. В результате такого сотрудничества открываются возможности для широкого творческого обмена на уровне государств, городов, производственных, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.
Важной характеристикой современного специалиста становится готовность к межкультурному взаимодействию, ориентированному на решение проблем профессионального характера, что создает основу для более высокой профессиональной самореализации. Данные требования закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, анализ содержания которого позволяет утверждать, что межкультурная компетенция является основой ряда общекультурных компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе.
Над проблемой изучения языка и культуры плодотворно работали и работают многие известные российские и зарубежные ученые, например, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.В. Сафонова, С.Г. Терминасова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева, М. Байрам, Г. Зарате, Р. Ладо, Ж.Я. Ласер, Э. Симонет и др. Значительные изменения, происходящие в языковом образовании в связи с вхождением нашей страны в Совет Европы и согласованием образовательных стандартов России с общеевропейскими, подразумевают такие подходы к отбору содержания обучения и организации материала, которые способствовали бы расширению социокультурного пространства обучающихся, установлению взаимопонимания между народами – носителями разных языков и культур, обеспечениию доступа к многообразию мировой политики и культуры.
Пути и средства формирования межкультурной компетенции студентов вуза широко обсуждаются современными учеными в научно-педагогической литературе в контексте поликультурного образования. Так, например, Е.В. Воевода [1; 2], В.И. Дубинский [6] анализируют организацию целенаправленной педагогической деятельности по формированию знания ключевых аспектов своей и других культур, умений и навыков межкультурного сопоставления и анализа, Л.П. Костикова [7; 8], С.В. Пупков [6] рассматривают эмоционально-ценностное отношение студентов к проявлениям своей и иной культуры.
1. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональное образование. 2009. № 8. С. 14–17.
2. Воевода Е.В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка // Российский научный журнал. 2009. № 11. С. 55–60.
3. Голобокова М.А. Межкультурная компетенция и ее формирование в контексте зарубежных педагогических исследований // Школа будущего. 2010. № 4. С. 96–101.
4. Голобокова М.А. Формирование межкультурной грамотности у студентов вуза на основе системно-деятельностного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2012.
5. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
6. Дубинский В.И. Коммуникативная основа обучения иностранным языкам // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 39–43.
7. Костикова Л.П. Формирование коммуникативных ценностей студентов вуза средствами иностранного языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. T. 2. № 4. С. 19–24.
8. Костикова Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в условиях межкультурной коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 32–35.
9. Маркова Н.Г. Кросс-культурная грамотность как индикатор межнационального понимания // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 156–162.
10. Пупков С.В. Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.
11. Сепир Э. Изобразительные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993.
12. Хлебосолова О.А., Голобокова М.А. Межкультурная компетенция как результат географического образования // География в школе. 2011. № 1. С. 37–41.
13. Чернов Л.И. Лингвосоциокультурная трактовка понятия «межкультурная грамотность» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. № 16. С. 56–67.
14. Чернов Л.И. Обучение иностранным языкам как средство формирования лингвосоциокультурной компетентности личности и основа межкультурного образования // Российский научный журнал. 2010. № 14. С. 155–164.
15. Чернов Л.И. Особенности понятия «межкультурная грамотность» и его сопоставительный анализ с альтернативными терминами // Психолого-педагогический поиск. 2007. № 6. С. 26–35.