Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», коренным образом изменив подходы к осуществлению в Российской Федерации деятельности по стандартизации, ввел в национальную систему стандартизации новый субъект — технические комитеты по стандартизации. В настоящее время именно эти технические комитеты являются постоянными рабочими органами в сфере стандартизации и определяют приоритетные направления развития стандартизации в соответствующих сферах деятельности. Однако неопределенность их правового статуса приводит к снижению эффективности деятельности по стандартизации. Авторы статьи, рассмотрев наиболее значимые проблемы правового регулирования статуса технических комитетов по стандартизации, предлагают свое видение оптимального пути разрешения этих проблем.
Техническое регулирование, стандартизация, национальная система стандартизации, технические комитеты по стандартизации, национальный стандарт, экспертиза правового акта.
Технические комитеты по стандартизации (далее — ТК) являются одним из значимых элементов организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации. Именно ТК должны осуществлять экспертизу проектов национальных стандартов и предварительных национальных стандартов, проектов общероссийских классификаторов и иных документов в области стандартизации, оценивая возможность и целесообразность принятия каждого такого акта, и представлять проекты стандартов в национальный орган по стандартизации на утверждение в соответствии с нормами п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), выполнять иные функции и полномочия в сфере стандартизации.
Однако, несмотря на важность роли, которую ТК играют в национальной системе стандартизации, их правовой статус на законодательном уровне регламентируется весьма ограниченно и фрагментарно, а в некоторых случаях — достаточно неоднозначно. Так, ст. 14 Федерального закона № 184-ФЗ, которая, исходя из названия, должна детально регламентировать все аспекты создания и функционирования ТК, закрепляет лишь отдельные следующие положения, касающиеся их правового статуса:
формирование состава ТК на паритетных началах и на добровольной основе. При этом в состав ТК могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, а также представители научных организаций;
осуществление деятельности ТК в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по стандартизации. Им же утверждается порядок создания ТК;
открытость заседаний ТК.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), на которое постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 возложены функции национального органа по стандартизации, для определения статуса ТК приняло национальный стандарт ГОСТ Р 1.1-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности» (далее — ГОСТ Р 1.1-2005), а также Рекомендации по стандартизации Р 50.1.065-2008 «Стандартизация в Российской Федерации. Типовое положение о технических комитетах по стандартизации», закрепившие Типовое положение о технических комитетах по стандартизации. Однако такой подход представляется некорректным по следующим причинам.
1. Бизнес не против возвращения Госстандарта. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/metrology/328.
2. Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. № 5.