Federal law on technical regulation introduced into the national standardization system a new entity — technical committees for standardization. Currently it is a technical Committee on standardization are permanent working bodies in the sphere of standardization and define priority directions of development of standardization in their respective fields. However, the uncertainty of their legal status diminishing the effectiveness of the standardization activities. The authors of the article, having considered the most important problems of legal regulation of the status of technical committees for standardization, sharing their vision of the optimal ways to solve these problems.
Technical regulation, standardization, national standardization system, technical committees for standardization, national standard, expertise of the draft legal act.
Технические комитеты по стандартизации (далее — ТК) являются одним из значимых элементов организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации. Именно ТК должны осуществлять экспертизу проектов национальных стандартов и предварительных национальных стандартов, проектов общероссийских классификаторов и иных документов в области стандартизации, оценивая возможность и целесообразность принятия каждого такого акта, и представлять проекты стандартов в национальный орган по стандартизации на утверждение в соответствии с нормами п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), выполнять иные функции и полномочия в сфере стандартизации.
Однако, несмотря на важность роли, которую ТК играют в национальной системе стандартизации, их правовой статус на законодательном уровне регламентируется весьма ограниченно и фрагментарно, а в некоторых случаях — достаточно неоднозначно. Так, ст. 14 Федерального закона № 184-ФЗ, которая, исходя из названия, должна детально регламентировать все аспекты создания и функционирования ТК, закрепляет лишь отдельные следующие положения, касающиеся их правового статуса:
формирование состава ТК на паритетных началах и на добровольной основе. При этом в состав ТК могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, а также представители научных организаций;
осуществление деятельности ТК в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по стандартизации. Им же утверждается порядок создания ТК;
открытость заседаний ТК.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), на которое постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 возложены функции национального органа по стандартизации, для определения статуса ТК приняло национальный стандарт ГОСТ Р 1.1-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности» (далее — ГОСТ Р 1.1-2005), а также Рекомендации по стандартизации Р 50.1.065-2008 «Стандартизация в Российской Федерации. Типовое положение о технических комитетах по стандартизации», закрепившие Типовое положение о технических комитетах по стандартизации. Однако такой подход представляется некорректным по следующим причинам.
1. Biznes ne protiv vozvrashcheniya Gosstandarta. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/metrology/328.
2. Normirovanie v stroitel´stve i ZhKKh. 2009. № 5.